Реализация НТИ должна поддержать формирование новых бизнесов, преодолеть нормативные, технологические барьеры. "Одна из задач нашей работы - отсекать старое нормативное регулирование, которое только запутывает ситуацию и не дает развиваться новым разработкам", - заявил Медведев. В прошлом году завершилось формирование основной инфраструктуры НТИ, заработали рабочие группы и проектный офис, подключились институты развития. "Портфель проектов НТИ продолжает также расширяться. Он вырос почти вдвое и сейчас приближается к трем сотням", - обратил внимание премьер.
В технопарке ему продемонстрировали ряд российских разработок, к которым уже проявляют интерес за рубежом. Например, высокотемпературный сверхпроводник второго поколения можно использовать в токоограничивающих устройствах для электродвигателей. Такой двигатель в несколько раз меньше традиционного при одинаковой мощности. Разработчики уверяют, что его можно использовать в самолето- и судостроении, а подкрепили свои доводы тем, что, по прогнозам, к 2050 году все летательные аппараты перейдут на электродвигатели.
Магнитоплазмодинамический двигатель может пригодится в космической отрасли - использоваться для поднятия спутников до геостационарной орбиты после отсоединения от ракеты-носителя, что позволит значительно экономить топливо. Ученые рассчитывают через 2-3 года испытать двигатели на МКС, которую постоянно приходиться поднимать на орбиту. "Если это альтернатива существующим идеям, это хорошо, - признал Дмитрий Медведев. - Надо попробовать".
Кластер медицинских технологий представил приборы, используемые в производстве оптических томографов. Но используют их для этого почему-то японцы - закупают в России наши наработки, собирают с ними томографы и потом продают их в Россию.
"Неплохо было бы, чтобы у нас свои томографы появились", - заметил премьер. Проблема, рассказали ему, может возникнуть в связи с тем, что в отечественной медицине уже сформировалась практика использовать импортные аппараты. "Переучатся, если наш будет не хуже", - уверенно возразил на это председатель правительства.
Дмитрий Медведев также предложил президиуму совета уточнить "дорожную карту" проекта AutoNet. "Она должна сосредоточиться не только на беспилотных технологиях в автопроме, хотя это важно и это действительно будущее, но и помогать создавать новый рынок услуг, систем современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей, инфраструктуры", - подчеркнул он.
В других странах с разной степенью успеха тоже занимаются этой сложной темой. "Цель нашего проекта - создать условия, чтобы интересные разработки появлялись и в нашем государстве", - сказал премьер. В целом же должна появиться среда, генерирующая новые продукты и услуги в системе мониторинга транспорта, удаленной диагностики, навигации, помощи водителям.