Новости

24.04.2018 15:38
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

V Транссибирский арт-фестиваль из Сибири приехал в Самару

После программы в Новосибирске, концертов в Красноярске и Санкт-Петербурге музыкальный Транссиб прибыл в центр Поволжья.
 Фото: Юлия Шумилина  Фото: Юлия Шумилина
Фото: Юлия Шумилина

На афише самарской части фестиваля - три концерта с участием худрука фестиваля Вадима Репина, пианиста Константина Лифшица и виолончелиста Александра Бузлова, а также Самарского академического симфонического оркестра и юных участников спецпроекта Transsiberian TONALI Tour.

В первый вечер на сцене Самарской филармонии выступил художественный руководитель фестиваля Вадим Репин: в сопровождении Самарского симфонического оркестра (дирижер Михаил Щербаков) он исполнил скрипичный концерт Петра Чайковского (ровно месяц назад звучавший в программе московской части Фестиваля). Музыка этого концерта полна яркими эмоциями и живой энергией. Знаменитый скрипач исполнил концерт на едином дыхании, с захватывающей точностью интонаций, а после виртуозных пассажей и флажолетов бравурной каденции первой части публика, не сдержав восторг, аплодировала после каждой части произведения.

Вместе с Вадимом Репиным в Самару приехали пианист Константин Лифшиц и виолончелист Александр Бузлов, хорошо знакомые самарской публике по своим сольным выступлениям. На этот раз они выступили в программе "Вадим Репин и друзья". Благородный академический стиль игры Бузлова и ансамблевая чуткость Лифшица в Сонате для виолончели и фортепиано Йоганна Брамса - неистовый романтизм в первой части, трепетная трехдольность во второй и проникновенная лирика побочных тем в третьей. Следом звучала Третья скрипичная соната Эдварда Грига (написанная в редкой для композитора тональности до-минор). Эта соната, вероятно, очень по душе Репину: вопреки камерному жанру, скрипач исполнил ее наизусть и с яркой порывистой экспрессией, столь близкой красочной патетике норвежского композитора. Во втором отделении концерта прозвучало Фортепианное трио Чайковского "Памяти великого художника": исполнение этого монументального полотна, считающегося вершиной камерного творчества композитора, стало эмоциональной кульминацией всего турне Транссиба в Самаре.

Фото: Михаил Пузанков
Прямая речь

После концерта Вадим Репин поделился впечатлениями и ответил на вопросы "РГ".

Вадим Репин: Нас очень хорошо слушали! Во время концерта у нас было особое энергетическое состояние - отдаваться, выкладываться полностью. На репетициях мы думали, где и что еще отыскать для вдохновения, и это, может быть, сработало.

Вам не мешали аплодисменты после каждой части?

Вадим Репин: Наоборот, мне нравится, когда слушатели аплодируют между частями! Я считаю, это знак восторга. Традиция не аплодировать - порой, просто предрассудок. Хотя есть, конечно, места, где нельзя аплодировать. Например, однажды я играл Шенберга с Шубертом вместе, и когда после Шенберга слушатели начинали хлопать, все во мне закипело. А вот после такой эпической первой части, как в Концерте Чайковского, как и в его Трио, не похлопать - значит не зарядиться.

В прошлом году фестиваль представил одну программу в Самаре, в этом сезоне - сразу три. С чем связано такое решение?

Вадим Репин: Я считаю, что все должно развиваться. В прошлом году мы приехали в Самару посмотреть, понравится ли нам здесь. Нам очень понравилось, и мы решили развить наш фестиваль в этом городе. Будем надеяться, что в следующем году будут еще более насыщенные проекты. В развитии - ключ успеха.

На следующий день Вадим Репин уже давал мастер-класс в Центральной музыкальной школе в Москве, а затем улетел на репетицию в Филадельфию. Самару же ждал заключительный концерт Транссибирского Фестиваля - выступление молодых музыкантов, организованное в рамках спецпроекта TONALI Tour. Его участники - учащиеся общеобразовательных школ, которые после установочного мастер-класса куратора самостоятельно организовали весь цикл предконцертных мероприятий (начиная с составления программ и переговоров с молодыми артистами и заканчивая организацией концерта, интервью артистов, автограф-сессии и привлечением аудитории). В процессе такой командной работы над проектом участники на практике познакомились с основами арт-менеджмента и принципами работы концертных учреждений.

Впервые этот культурно-образовательный немецкий проект, уже зарекомендовавший себя в международной культурном пространстве (концерты Tonali проходят в Италии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Китае и США), был реализован в России в 2013 году в Санкт-Петербурге. В 2017, уже в программе Транссибирского Фестиваля, Вадим Репин привез проект в Новосибирск и Красноярск. Концерты цикла "Дети детям" прошли с большим успехом, и в этом году к проекту присоединились Москва и Самара.

В Самаре в проекте участие приняли учащиеся Университета Наяновой, школы №148 и Самарского Социально-педагогического колледжа, организовавшие сольные концерты своих сверстников из Германии - лауреатов международных конкурсов и фестивалей Анны Марии Вермайер (скрипка), Нади Райх (виолончель) и Виктора Зооса (фортепиано). Концерты прошли в стенах образовательных учреждений 19 апреля, накануне заключительного концерта Фестиваля в Самарской Филармонии, где молодые музыканты исполнили Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Йозефа Гайдна, "Элегическое трио" Сергея Рахманинова, и Трио № 2 Дмитрия Шостаковича.

Российская часть V Транссиба завершена, скоро фестиваль отправится в Японию и США. На фоне сложной политической обстановки в мире у него теперь особо важная культурная и дипломатическая миссия, поскольку классическая музыка всегда остается надежным транслятором высоких общечеловеческих ценностей.

Культура Музыка Филиалы РГ Средняя Волга ПФО Самарская область Самара
Добавьте RG.RU 
в избранные источники