Многое в фильме придумано - в угоду основной линии и оптимизму. Вначале так на экране и написано, мол, основано на реальных событиях, но вымысел в фильме не случаен. Для тех, кому хочется исторической правды, параллельно с выходом картины, авторы выпустили книгу, где рассказывается, как и что было на самом деле. Перед зрителем же некая сказка - главный референс которой - история про приключения "Неуловимых мстителей" (так сказали сами авторы). Смотрится фильм легко и просто. Для создателей картины "28 панфиловцев" - совсем другое исполнение. Нет спецэффектов, компьютерных технологий. Зато есть злодеи, диверсанты, братья-разбойники и добрые, хорошие люди, которые в конце концов добиваются своего - прорываются на военный парад, чтобы увидеть Сталина (рабочее название фильма было "Увидеть Сталина") и продемонстрировать, какая замечательная новая советская боевая машина "тридцатьчетверка" - в огне не горит, в воде - не тонет, в грязи - не застревает, а броня ее выдерживает любой удар.
Главную роль в фильме "Танки" - конструктора Михаила Кошкина - играет Андрей Мерзликин. И после просмотра обозреватель "РГ" расспросила его о работе.
Андрей, в последнее время наблюдается интерес ко всему советскому. Во всяком случае, это можно почувствовать, когда смотришь телевизор. Много сериалов, "Березка", например, или "Дело гастронома № 1" про директора "Елисеевского" и так далее. На просмотре фильма "Танки" у меня иногда возникало впечатление, что смотрю советское кино. Когда вы делали фильм, равнялись на какие-то примеры - советские фильмы или, может быть, вспоминали какую-то советскую стилистику?
Андрей Мерзликин: Конечно. Ким Дружинин этим жил, он на этом акцентировался, и это была чисто режиссерская кухня. У него были свои какие-то в этом смысле и помыслы, и мысли. И вот он нам предложил всем пересмотреть фильм "Неуловимые мстители". Мы честно это сделали.
Когда вы сейчас пересматривали "Неуловимых мстителей", фильм для вас открылся, может быть, с новой стороны?
Андрей Мерзликин: Вы понимаете, как тяжело смотреть некоторые фильмы, когда понимаешь, что идеология ушла. Когда ты уже не знаешь, за кого болеть - за белых или за красных, то их драматургию уже по-другому воспринимаешь. И в итоге уже даже не за белых и не за красных... И тогда ждешь с радостью Крамарова с его монологом "Мертвые с косами стоят..." И вот этот глаз лихой косой. А еще - каких-то моментов, которые в детстве тебе были понятны и радовали. Но ты всегда знал: вот эти ребята - молодцы!
И когда до этого вы смотрели "Неуловимых..." в последний раз? Лет двадцать назад?
Андрей Мерзликин: Лет 20 назад я уже ВГИК окончил. А реально я смотрел их в кинотеатре, когда они выходили. Да, давно. А тут я прямо даже детей своих смотреть посадил. Вот детям было уже тяжело, они не воспринимают этих молодых ребят, не понимают, что они борются с каким-то мировым злом и что мы болеем за них: получится у них - не получится. Пересмотр событий тех дней нас привел к тому, что либо все мерзавцы, либо вообще все хорошие. Ужасно только одно - революционеры. Люди, которые все разрушают. Как болеть за людей, которые боролись за мировую революцию, без осуждения? Да, было время такое, к этому нужно с уважением относиться, они в это верили, они вот так жили, и они еще являются нашими дедами. Я к ним и отношусь с большим уважением. Это была их история, и они ее делали. Это было их время. Но смотреть и переживать за это сейчас уже сложнее.
А помимо "Неуловимых…" есть какие-то советские фильмы, которые вы очень любите?
Андрей Мерзликин: "Офицеры", "Они сражались за Родину", "А зори здесь тихие...". Уже приходится говорить черно-белый вариант. Я их пересматриваю, они, мне кажется, даже по современным технологиям, сняты круче, чем сейчас снимают режиссеры. Я это говорю тихим голосом, боясь, что режиссеры услышат и подумают, что я их ругаю. Но это не так. Просто киноязык, которым владели в советское время кинорежиссеры, в разы выше, сильнее, художественнее. Вот я не знаю, что это: то ли школы нет, то ли вымылось у нас все, то ли задач таких не стоит. Но эти фильмы - просто шедевры. Хотя фильм "Офицеры" снимал далеко не известный режиссер - это был дебют. А какие эмоции вызывает! Сотый раз смотришь, сидишь и плачешь в одних и тех же местах.
А "Генеральный конструктор" - первый художественный фильм о Михаиле Кошкине и событиях, связанных с созданием танка Т-34 на Харьковском паровозостроительном заводе, вы смотрели? (Советский художественный двухсерийный телефильм Владимира Семакова создан по мотивам книги Якова Резника "Сотворение брони". - Прим. авт.)
Андрей Мерзликин: Да, но давно. Сейчас не пересматривал. В том числе, чтобы не повлияло на работу. Фильм наш приключенческий. Если бы я стал здесь заумствовать...
Минуточку, про "заумствовать": у вашего Михаила Кошкина в фильме такой планшет - блокнот с крестиками-ноликами - это вы придумали или исторический факт?
Андрей Мерзликин: Исторический факт, что он у него был. Вообще, раньше не было планшетов - в сегодняшнем понимании этого слова. Для молодого поколения удивительно, что он даже так же называется. Я своему сыну говорю, мол, вот то, что на мне висит - эта сумочка, называется планшет. А у них слово "планшет" - это то, на что пальцами можно нажать с технологией "тачскрин". Сына на нем и раздвигает фотографии, и сдвигает, и записывает, и более того, делает это намного ловчее, чем я. Но я вырос вот на таких планшетах, и знаю, как ими пользоваться.
А записи, про которые вы спрашиваете, - это мы продумывали с художником. Конструкторская мысль должна же в картине присутствовать в художественном виде.
Скажите, сходство с реальным Михаилом Кошкиным у вас есть?
Андрей Мерзликин: Типаж есть, я бы так сказал. Есть такое понятие - типажность лица. А кино и занимается типологией, когда сравниваются примерность и схожесть. Но задачи такой не стояло. Просто предложили роль артисту, допустим, а он еще и типажно подходит. Причем настолько, что можно сказать, что похож, и это становится дополнительным бонусом, но не является основополагающим.
Зрители привыкли вас видеть в ролях человека в форме, а тут вы перешли на роли интеллигенции. Тут - конструктор, там - писатель…
Андрей Мерзликин: …а там я - бандит, тут - милиционер. Это попытка актера пробовать себя в разных проявлениях. Плюс ко всему история государства Российского такая, что ты либо милиционер, либо зэк, либо военный, либо врач. Актеры в первую очередь рассказывают про людей, судьбы и эмоции, а не про погоны, мундиры и фуражки. В первую очередь в том же Кошкине мне же неинтересно было играть сухо функциональную историю. Мне интересно, что он, например, авантюрный человек. В нем есть при сильном духе некое мальчишество. "Вот будьте как дети, войдете в Царство Небесное", есть такая мудрость в Святом Писании. Вот она буквально может в этом фильме проявляться через поведение Кошкина.
Андрей, вы научились водить танк?
Андрей Мерзликин: Конечно. Это уже не первый. Первый раз я водил на "Утомленных солнцем" у Никиты Сергеевича Михалкова. Я там играл танкиста.
Там была другая модель танка.
Андрей Мерзликин: Все вы знаете (смеется). Там был вообще немецкий танк - это правда - "Фердинанд". Понимаете, "трактор - это трактор", это набор рычагов и педалей, и все. Просто комплектация другая. Но вот что интересно - мой сын буквально одержим моделями танков. Я не занимался и не прививал ему это никогда. Оказывается, ему самому это нравится. Он их клеит, собирает, смотрит, разбирается. Они когда с мальчишками начинают говорить, у меня от одной их терминологии голова кругом идет. Ничего не понимаю, о чем говорят.
Справка "РГ"
Михаил Ильич Кошкин (1898-1940) - советский инженер-конструктор, создатель танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Работал над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляли собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колесно-гусеничный ход. Работа была успешной, хотя впоследствии оказалось, что танки бесперспективны. Зато Кошкин довел до серийного образца танк Т-34, который был признан лучшим танком Второй мировой войны. За эту разработку Кошкину посмертно присуждена Сталинская премия -в 1942 году и присвоено звание Героя Социалистического Труда - в 1990 году.