Новости

25.04.2018 20:17
Рубрика: Спорт

Лицом к ветру

Портрет смельчака на фоне штормового моря
Яхта храбро летела по Средиземному морю, временами зарываясь носом в воду. На мостике стоял счастливый шкипер. Единственный российский участник предстоящей кругосветной гонки "Золотой глобус" Игорь Зарецкий приступил к завершающему этапу подготовки. Скоро - старт.
66-летний ярославский пенсионер Игорь Зарецкий готовится к участию в яхтенной гонке, не имеющей прецедента. Фото: Владимир Снегирев 66-летний ярославский пенсионер Игорь Зарецкий готовится к участию в яхтенной гонке, не имеющей прецедента. Фото: Владимир Снегирев
66-летний ярославский пенсионер Игорь Зарецкий готовится к участию в яхтенной гонке, не имеющей прецедента. Фото: Владимир Снегирев

Ярославский пенсионер Зарецкий (66 лет) несколько лет назад пережил острый инфаркт, после чего стал инвалидом третьей группы. Затем он пережил еще кой-чего, свойственное, увы, людям его возраста и что никак не способствует участию в спорте высоких достижений. Однако, не смотря на все пережитое, Зарецкий в настоящее время готовится к участию в яхтенной гонке, не имеющей прецедента. Вернее, так: первый раз такая гонка состоялась ровно 50 лет назад. Стартовали девять участников, но к финишу спустя много месяцев пришел только один - англичанин Робин Нокс-Джонстон, впоследствии увенчанный за сей подвиг целым рядом высочайших наград и пышных титулов.

Речь идет о GoldenGlobeRace - кругосветной гонке яхтсменов-одиночек на скромных лодках старой постройки и на условиях 1968 года. Если кратко, то это означает следующее: все должно быть так, как было пол века назад: никаких современных средств связи и навигации, никакой цифровой техники на борту, возврат к мореплаванию в его старом "классическом" виде.

Океан, лодка, парус и человек на борту.

Участники: их всего девятнадцать

Людей, которые способны принять подобный вызов, в мире - единицы. 1 июля на старт в гавани французского городка Ле-Сабль-д’Олон выйдут всего девятнадцать яхтсменов: четыре француза, три британца, два австралийца, эстонец, финн, ирландец, индиец, итальянец, голландец, норвежец, палестинец, американец и наш Игорь Зарецкий.

Но вот вопрос: кто из них в той же гавани пересечет линию финиша? И когда это случится? Дистанцию в 30 тысяч миль вокруг "шарика" сэр Нокс-Джонстон на своей яхте Suhaili одолел за 312 дней. Этот ориентир и станет главным для тех, кто справится вначале с Атлантикой, потом пересечет Индийский, а затем Тихий океаны и снова войдет в Атлантику за мысом Горн - с тем, чтобы замкнуть кругосветный маршрут.

Самым опытным из всех участников считается 72-летний француз Жан-Люк ван ден Хеед, на счету которого пять кругосветок. Но ведь и наш Игорь Зарецкий в этой компании не новичок, он восемь лет назад победил в трансатлантической гонке одиночек. К старту допускаются яхтсмены, за спиной которых не менее восьми тысяч миль океанских плаваний и две тысячи "соло", то есть одиночных.

По условиям все лодки должны отвечать определенным параметрам по постройке, длине, водоизмещению, оснащению, наличию оборудования. На борту не может быть даже цифровой видеокамеры или фотоаппарата - только пленочные. То же самое касается магнитофонов, телефонов, проигрывателей - только те, что использовались пятьдесят лет назад. Объяснение простое: в современный гаджет легко вмонтировать GPS, а это сразу даст участнику преимущество в скорости. Определять свои координаты в океане и прокладывать курс каждому придется с помощью дедовских методов, иначе говоря, используя секстан и таблицы со счислениями. Причем вычислять надо будет без калькулятора, он тоже запрещен, а записывая цифры "столбиком".

Первоначально в регате заявились тридцать человек, но потом многие отказались: кто по финансовым соображениям, кто, трезво оценив свои силы.

Такая гонка. Такое испытание.

Яхта: рожденная дважды

Ее зовут "Эсмеральда". От роду тридцати восьми лет. Раньше принадлежала какому-то состоятельному немцу, который если и поднимал паруса, то только за тем, чтобы, не спеша, дойти до ближайших островов в Средиземном море, там найти тихую бухточку и встать на якорь. В прошлом году Игорь Зарецкий, отсмотрев в испанских маринах несколько таких же старых лодок, остановился именно на ней. Классические обводы, двухмачтовая, тяжелая, основательная, как раз такая и годится для кругосветной регаты. Однако, когда "Эсмеральду" привезли на верфь в Аликанте, чтобы подвергнуть строгой проверке, то Игорь почти сразу вынес свой вердикт: придется перебрать всю - от руля до клотика.

Один из хозяев испанской верфи мой однофамилец Михаил Снегирев и сейчас рассказывает об этом с волнением:

- Прежде ни у кого из нас не было опыта подготовки судов к такому серьезному испытанию. С одной стороны все требовалось оставить в натуральном виде, с другой - все переделать. В корпусе по одному борту обнаружились трещины. В киле весь балласт сгнил. Перо руля - менять. Причем все время требовалось быть на связи с комитетом гонки: можно ли это, можно ли то? Запретов множество: никаких современных материалов, никакой электроники… Убрали радар. Убрали лаг для измерения скорости. Убрали навигационный плоттер. Заменили дизельный двигатель.

1 июля 2018 года на старт в гавани французского городка Ле Сабль-д’Олон выйдут всего 19 яхтсменов

…Кстати, по поводу дизеля. По правилам гонки его можно будет включать, отойдя 30 миль от старта и не доходя 250 миль до финиша. Топлива на борту будет 150 литров, этого хватит примерно на трое суток непрерывной работы или на 700 миль хода. Двигатель, ясное дело, не для гонки, а для швартовки или на случай ЧП.

Длина яхты чуть больше десяти метров. В форпике - гальюн и душевая, затем - крохотный камбуз с газовой плитой, напротив каюта-купе с двухъярусной кроватью, дальше - салон со штурманским столиком и основным столом. Из салона лесенка ведет вверх, в кокпит, где расположена бизань-мачта, а за ней мостик со штурвалом - здесь, судя по всему, и предстоит Зарецкому провести большую часть плавания.

17 апреля 2018 года переделанную лодку спустили на воду. Как и положено, о борт разбили бутылку шампанского. В этот день и я отшвартовался в портовом городе Аликанте.

Подготовка: сродни космической

Все пять дней повторялось одно и то же: утром спозаранку Игорь был на борту "Эсмеральды", а в отель возвращался ближе к полуночи.

Очень скоро я понял: подготовить яхту к кругосветке это примерно то же самое, как подготовить космический корабль к полету на дальнюю планету. Тысячи проблем. Надо запастись почти на год пресной водой и продумать, как в ходе гонки собирать дождевую воду. Надо тщательно составить свой рацион, основой которого станут сублимированные, то есть обезвоженные продукты, они не портятся, имеют малый вес и просты в приготовлении. Яхта, хоть и старая, но на ней десятки узлов, лебедок, километры фалов, шкотов, тросов и лееров, мачты, паруса, всякое оборудование, солнечные батареи, тумблеры, радиостанция - это все должно быть в идеальном состоянии, а еще лучше - дублироваться, ведь никто с ремонтом не поможет. Что взять с собой из лекарств? Какую одежду приготовить для южных, то есть полярных широт? Какие инструменты могут потребоваться?

Зарецкому помогают два его старых друга - ярославца, такие же отмороженные яхтсмены Николай Ильичев и Константин Завьялов. Провизией занята жена Оксана. Ему помогают еще и много других людей. Коля Ильичев по этому поводу заметил:

- Игорь обладает удивительной способностью находить друзей-единомышленников и увлекать, заводить их. Иногда его упрекают в том, что он не умеет или не хочет выстраивать "правильные" отношения с местными властями, но это только потому, что такой процесс неизбежно требует некой "челобитности", а Зарецкий никому кланяться не приучен.

Когда я говорю о подготовке, то следует понимать: речь идет не о подготовке к кругосветному плаванию (что само по себе уже серьезно), а о подготовке к спортивной кругосветной гонке, иначе говоря, к жесткому соревнованию, где надо будет в течении многих месяцев до предела вкладываться самому и требовать того же от яхты. Следует с точностью до миллиметра выставить мачты. Отрегулировать паруса. Организовать свой быт так, чтобы минимум времени терялось впустую. Вот почему так озабочен сегодня Игорь.
- Меня сейчас тревожит только одно: как предусмотреть возможные форс-мажорные ситуации на маршруте, - пояснил он мне. - Хотя всего не угадаешь.

- Значит, надо надеяться на элемент везенья?

- Везет тому, кто везет, - отшутился он. И напомнил: - У меня в Трансатлантике сломался только ветрогенератор, больше ничего.

Яхте "Эсмеральда" предстоит обогнуть земной шар за 312 дней. Фото: Владимир Снегирев

Море: экстрим нон-стоп

"Плавать по морю необходимо" - эта фраза, принадлежавшая кому-то из древних латинян, давно стала расхожей. Сегодня океан может покорить любой желающий: были бы деньги на каюту в комфортабельном лайнере.

Тут дело обстоит совсем по-другому. Едва мы отошли от причала в Средиземное море при умеренном ветре и ясном солнце, как я понял, что долго такое не вынесу. В салоне меня швыряло об стены так, что пришлось намертво вцепиться в рундук и отвести глаза от иллюминатора - там, за стеклом, горизонт то и дело накрывало волной. Поднялся в кокпит, на мостик, где за штурвалом невозмутимо стоял Зарецкий. Он был счастлив. Улыбнулся:

- Хорошо идем. Мягко.

Я недоверчиво покачал головой:

- Как же ты будешь ловить звезды секстаном при такой качке? А спать? Готовить еду? Производить вычисления?

- Так и буду, - просто сказал он и опять улыбнулся. Теперь это был совсем другой человек, чем на берегу - он чувствовал себя в своей стихии, ему явно нравилось все это: стремительный ход накренившейся на правый борт яхты, тугой ветер, барашки на гребнях волн, соленые брызги в лицо.

А я впал в большую задумчивость. Одно дело абстрактно представлять себе кругосветную гонку и совсем другое - хоть на час оказаться в роли ее хоть и косвенного участника. Много месяцев вот такой скачки по волнам - а ведь в океане они гораздо выше. Сон урывками и только полудрема. Ничтожные шансы на то, что любительская связь будет устойчивой, тем более - в южных океанах. А пытка одиночеством! А риск заболеть…

Как-то, отвечая на вопрос корреспондента, зачем он подвергает себя такому испытанию, Зарецкий ответил: "Я мальчишкой узнал о подвигах Френсиса Чичестера и Робина Нокс-Джонстона. И мне еще тогда захотелось принять участие в чем-то похожем. Так что, будем считать, детская мечта теперь может исполниться".

"Эсмеральда" храбро летела по безбрежному морю, временами зарываясь носом в воду. На мостике стоял счастливый шкипер. Я держался за все, что могло помочь не вывалиться за борт и - честно признаюсь - молил бога: быстрее бы закончилось это приключение.

Кстати

Старт гонке GodenGlobeRace-2018 выстрелом из старинной пушки 1 июля даст тот самый Робин Нокс-Джонстон.

Участникам, которые смогут уложиться в "срок Нокс-Джонстона", то есть в 312 дней, организаторы обещают вернуть часть стартового взноса. За победу обещана награда в 40 тысяч фунтов стерлингов.

На маршруте предусмотрены несколько точек, где участники смогут, не подходя к берегу, сбрасывать фото и киноматериалы. Это Канарские острова, острова Зеленого Мыса, Тасмания, Фолкленды.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Спорт Виды спорта Экстремальный спорт Регата Golden Globe Race 2018 с Владимиром Снегиревым РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники