Распоряжение правительства от 26 марта 2018 г ода N507-р установило границы водоохранной зоны озера Байкал для межселенных территорий и для прибрежных населенных пунктов. По мнению минприроды, документ наряду с Законом "Об охране озера Байкал" и запретами на отдельные виды деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории позволит обеспечить баланс сохранения озера как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом одновременно удастся обеспечить жизнедеятельность населения и развитие туризма на его берегах.
Тем не менее ученый указывает, что в результате Байкал теряет уникальный статус. В справке к распоряжению правительства он назван "озером, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение". Определяя границы водоохранной зоны в населенных пунктах, авторы документа руководствовались Водным кодексом. Именно оттуда взята цифра 200 метров от береговой линии - это максимальное расстояние для обычных водоемов.
"Мы уравняли Байкал со всеми другими прудами и речками, - рассуждает Андрей Федотов. - Для чего ему все тогда имеющие специальные законы и акты, статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО? А ведь мы, ведя, например, переговоры с коллегами из Монголии о строительстве ГЭС на Селенге, аргументируем свою позицию уникальностью озера, необходимостью особого, бережного к нему отношения".
Как пояснили "РГ" в Минприроды России, причиной изменения границ водоохранной зоны стали предусмотренные Водным кодексом отдельные запреты и ограничения для 159 населенных пунктов на Байкале (в них живет около 128,4 тысячи человек), 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), 40 кладбищ, 28 автозаправок.
"Наличие этих объектов в границах водоохранной зоны противоречит требованиям водного законодательства. Люди жили на Байкале вне закона, - сообщили в министерстве. - Корректировка отменяет запреты для этих граждан в части захоронения умерших, использования дорог с асфальтовым покрытием, автозаправочных станций, контейнеров для коммунальных отходов, выпаса скота".
"Определить границу водоохранной зоны в 200 метров, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, - цитирует Федотов справку к распоряжению. - А если этих сведений нет в реестре? Допустим, границы поселений определены, а участки внутри общих границ "не нарезаны и не размежеваны" или поселение формальными границами не затрагивает береговую линию? Значит, в реестре информация будет отсутствовать, и зона вообще тогда не водоохранная?"
Распоряжение не предусматривает исключения из границ водоохранной зоны Байкала и отдельных объектов рекреационного назначения (туристических баз, дачных участков), расположенных н межселенной территории. При этом другие природоохранные ограничения сохраняются на всей Центральной экологической зоне Байкала, в которую входит и водоохранная зона.
Населенные пункты исключены из водоохранной зоны озера Байкал, но установленная сегодня водоохранная зона для них в 200 метров может быть скорректирована по результатам экологического зонирования, рассказали в Минприроды России. И пояснили: для этого необходимо 2-3 года, другими словами, без корректировки люди еще два года будут жить вне закона. Очевидно, такой подход едва ли стоит вообще рассматривать.
Будущие корректировки должны снять вопрос с и рыбоохранными зонами озера Байкал. Согласно Водному кодексу, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. По 48-ФЗ и постановлению правительства от 6 октября 2008 г. N 743 существуют еще и рыбоохранные зоны с набором запретов, свойственных водоохранной зоне. В пределах населенных пунктов водоохранная зона равна ширине защитной полосы - 200 метров. Распоряжение N 507-р скорректировало распоряжение N 368-р в части водоохранных зон, однак им утверждены границы и рыбоохранной зоны озера шириной 500 метров, но эти границы остались неизменными.
"Получилось, что рыбоохранная зона стала в два раза больше, чем водоохранная зона в границах населенных пунктов", - отмечает Федотов.
Опасения ученого вызывает и возможность разрабатывать месторождения в непосредственной близости от Байкала. Постановлением правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах.
На большей части периметра Байкала водоохранная зона не превышает пяти километров. Максимально возможная водоохранная и рыбоохранная зоны внутренних водоемов в России - 200 метров. Таким образом, юридических препятствий для освоения уже существующих месторождений в водосборном бассейне Байкала уже нет - это теперь будет вопросом экономической целесообразности. Так, крупнейшее в мире месторождение полиметаллических руд - Холоднинское теперь находится вне водоохранных зон Байкала и рек Тыя и Холодная, волнуется ученый.
В минприроды напоминают, что правовой режим Центральной экологической зоны установлен Законом "Об охране озера Байкал" и Перечнем запрещенных видов деятельности, утвержденным правительством РФ. В перечень запретов, распространяемых на все населенные пункты без исключения, входит, в частности, запрет на добычу полезных ископаемых, а также на разведку и разработку новых месторождений. Причем для всех видов в отличие от водоохраной зоны, где разрешена добыча золота и подземных вод.
В центральной экологической зоне не допускается сброс неочищенных сточных вод, напоминают в министерстве. И что самое важное - для любых проектов реконструкции и строительства на всей Байкальской природной территории, включая все населенные пункты, предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы.
Однако в новом документе сохраняются ограничения, прописанные в 643-м постановлении правительства РФ, а именно: "полный запрет на осуществление деятельности, не связанной с поддержанием жизнедеятельности существующей инфраструктуры". За счет каких инфраструктурных объектов будет происходить развитие территорий, если ничего нового строить нельзя, вопрошает Федотов.
"Новые границы водоохранной зоны озера Байкал призваны снизить социальную напряженность среди населения, проживающего на побережье озера, - говорит Андрей Крючков, министр природных ресурсов и экологии Иркутской области. - Экологии и экосистемы Байкала это не нанесет никакого вреда, потому как был проработан научный подход, а в 200-метровой водоохранной зоне по-прежнему будут действовать запреты, предусмотренные постановлением правительства N 643 и федеральным законом об охране озера Байкал. Зато за пределами водоохранной зоны в остальных границах прибрежных населенных пунктов появится возможность строить очистные сооружения, проводить централизованное водоснабжение и водоотведение, что, несомненно, снизит нагрузку на экосистему озера".
Однако ученые Института географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения РАН считают, что для населенных пунктов, попадающих в водоохранную зону Байкала, лучше подойдет "подход зонирования". Как рассказала руководитель лаборатории гидрологии и климатологии института Ольга Гагаринова, "надо просто разделить участки земель с более строгим регламентом ведения хозяйственной деятельности и менее строгим".
"Приравнивание водоохраной зоны Байкала к центральной экологической с удалением границы на десятки километров от берега не имело научного обоснования, - отметила она. - С другой стороны, и сокращение ширины водоохранной зоны до 200 метров не обосновано ни научно, ни инженерно-технологически".
Провести зонирование прибрежных населенных пунктов Байкала ученые предлагали еще с начала 2000-х годов. Эта работа помогла бы четко определить границы территорий, нуждающихся в особой защите. По оценке ученых Института географии, на проведение зонирования необходимо не менее двух лет.
Правоприменительная практика ближайших двух лет покажет все достоинства и недостатки новых границ. В конце концов, никто не мешает их снова скорректировать. Пока же не стоит забывать о том, что у Байкала есть реальные проблемы, с которыми необходимо бороться, на которые должна быть направлена и гражданская активность - это отсутствие очистных сооружений, незаконное строительство, свалки и бесхозные брошенные опасные объекты, незаконные рубки леса.
"Мы бы хотели, чтобы наши коллеги, в том числе в научных организациях, помогали контрольным органам в решении именно этих проблем", - резюмировали в Минприроды России.