Лоран Илер, возглавляющий вторую московскую труппу, устроил юбилей Петипа так, как это принято во Франции: без скучных официальных речей, портретов, возложения цветов. Московская академия открыла концерт "Оживленным садом" из "Корсара" с вмонтированным в нее па де де Медоры и Конрада. Парижские студенты представили балет Джона Ноймайера "Весна и осень". Хозяева сцены - труппа Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - восстановили гран па из "Пахиты".
Выбор программы говорит сам за себя: для современного балета, основоположником которого и стал Петипа, его наследие ценно не столько формой большого балета, сколько композиционной виртуозностью и неисчерпаемой хореографической фантазией. Разработанная им форма гран па, в котором развитие сюжета прерывается ради чистой эмоции, стала кульминацией в формировании балета как жанра и основой для господствующего в наши дни бессюжетного одноактного балета. Именно его представлял в юбилейной программе Джон Ноймайер.
Но если французские студенты, для которых Ноймайер почти такой же классик, как Петипа, представляют хореографа соучастником своих вечеринок и свиданий, то москвичи, исполнявшие сложнейший "Оживленный сад" Петипа, впали в полуобморочное бесчувствие - классика балета они явно представляют как грозного судию, способного покарать за малейшую неточность.
Паритет восстановило финальное гран па из "Пахиты" в исполнении балета театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. На афише у постановки нет статуса премьеры, но это не старая версия гран па, осуществленная в начале 2000-х Михаилом Лавровским, а самостоятельная работа Лорана Илера. Он перенес из Парижа ленинградский вариант "Пахиты" Олега Виноградова, отредактированный Пьером Лакоттом и одетый в пышные французские пачки-"торты" Луизой Спинателли. Легенды о репетиторской работе Илера достигли Москвы задолго до того, как он подписал контракт с театром. Теперь же можно увидеть ее результат собственными глазами.
Труппа, которая в последние годы завоевала зрителя оригинальным репертуаром, освоением новых пластических языков, ярким драматизмом исполнения, никогда не блистала чистым академизмом и среди старинных балетов выбирала не "Спящую красавицу", а "Баядерку", не "Раймонду", а "Эсмеральду" - спектакли, в которых отсутствие чистых позиций можно замаскировать актерским мастерством. Гран па из "Пахиты" требует колоратурной свободы владения всеми разделами классического танца. На позиции кордебалета Илер поставил корифеек, корифеечные "двойки" доверил солисткам. Воспользовавшись французским рецептом, он выпустил из гран па вставные вариации и па де труа, ограничившись па де де центральной пары. Результатом оказалась никогда прежде невиданная в этом театре слаженность всего ансамбля. При этом не механическая, напоминающая парады на плацу, а живая - когда за единством приемов не теряется индивидуальность танцовщиц. Оксана Кардаш и Дмитрий Соболевский с их феноменальным инструментальным мастерством оказались достойной вершиной этого ансамбля. Мир идеального, каким его представлял Петипа, в честь его юбилея нашел зримое воплощение.