В России выходит фильм "Лицо" - обладатель "Серебряного медведя"

Завтра в российский прокат выходит польский фильм "Лицо", обладатель "Серебряного медведя" Берлинале, также засветившийся в одной из программ заканчивающегося юбилейного ММКФ.

Ждать чего-то особенного от призеров прославленных фестивалей просто потому, что они таковыми являются, давно стало проявлением наивности. "Лицо" приехало в Россию для того, чтобы лишний раз это подтвердить.

Нет, картина Малгожаты Шумовской вовсе не плоха, она по-своему обаятельна, отнюдь не бессодержательна и местами довольно остроумна. Но до полноценного высказывания недобирает, предпочитая в основном ядовито хихикать и злобно сверкать глазами.

В основу сюжета легли два важных события из новейшей истории Польши - возведение самой высокой в мире статуи Христа на окраине городка Свебодзин (2010) и одна из первых в Европе операций по пересадке человеческого лица в Гливице (2013). В фильме эти два события объединяет главный герой - Яцек, простой парень, участвующий в строительстве эпического монумента и в результате несчастного случая на работе вынужденный кардинально изменить облик.

"Лицо" делится на две части - до и после трагедии. В первой больше смеха и веселых зарисовок из жизни простоватого и веселого фаната Metallica и его окружения. Яцек носится по своей польской глуши под песни из нового альбома любимой группы, отрывается на сельских дискотеках, конфликтует с иммигрантами на стройке, немного эпатирует косных родственничков-пуритан показным свободолюбием, а также собирается жениться на своей легкомысленной подружке, одновременно подумывая о том, чтобы куда-нибудь свалить. Куда-нибудь, где к волосатым хэдбэнгерам относятся с большим пониманием. Это Яцеку рекомендует и сестра - единственный человек, который ему по-настоящему духовно близок.

Свалившись с огромной высоты внутрь полой статуи (символизм!), Яцек чудом выживает, переживает тяжелую операцию, после чего пытается заново найти свое место в этом мире. Что с такими увечьями очень непросто, поэтому повествование приобретает печальные нотки, не переставая при этом посмеиваться над парадоксальностью сегодняшнего польского общества, одновременно претендующего на звания прогрессивно-европейского и традиционно-религиозного.

И весь последующий набор трагикомичных скетчей служит донесению простой мысли: дело не в Яцеке. Тем более что о нем, в общем, ни плохого, ни хорошего не скажешь, а выделяется на общем фоне он в основном за счет того, что все остальные - совсем уж унылые трухлявые пни. Дело, разумеется, в этом самом лживом обществе, построенном унылыми трухлявыми пнями. А обезображенное лицо лишь позволяет это, наконец, как следует осознать и рассмотреть в деталях.

Начинаясь с гротескной сцены распродажи трусов в гипермаркете, на первый взгляд, целящейся в безудержный консьюмеризм современной Европы, "Лицо" вскоре оборачивается едкой сатирой на консервативные предрассудки нынешней польской глубинки, скрывающие за собой кромешное лицемерие и тотальное фарисейство. Только вот противопоставить всем этим малоприятным порокам Шумовской особо нечего, да и, похоже, не очень-то хочется. В конце концов, можно просто посмеяться и отвернуться. Или сбежать куда-нибудь. Ведь, как известно, только там хорошо, где нас нет.

3