26.04.2018 21:22
    Поделиться

    Лучшим фильмом на 40-м ММКФ стала якутская картина "Царь-птица"

    Церемония закрытия 40-го юбилейного Московского Международного кинофестиваля совпала с репетицией Парада и весенним дождем. Ни то, ни другое не помешало красной дорожке, причем многие ключевые фигуры, такие как, например Джон Сэвидж или Настасья Кински были также в красном.

    Обозреватель "РГ" спросила перед закрытием у Никиты Михалкова, правда ли, что у церемонии закрытия новый режиссер-постановщик Алексей Агранович?

    "Это - вещь внутренняя, техническая, не думаю, что есть смысл пока это обсуждать", - ответил президент кинофестиваля.

    Но рука нового режиссера почувствовалась с первых же минут. Без лишних движений и эмоций белые лучи рассекли сцену, высвечивая ювелирные призы - награды компании Chopard.

    Специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского "Верю!" представили особо. Всю церемонию провела одна актриса - Виктория Толстоганова. Нежно, по-женски, без пафоса, ей удалось стать настоящей радушной хозяйкой вечера.

    Начали с вручения призов за лучшее короткометражное кино. Председатель жюри этой конкурсной программы актер Сэми Насери поздоровался с залом по-русски. Продолжил по-французски. Он посетовал на протокол - потому что было трудно выбрать какой-то один фильм. Хотели отметить картины "Аперитив", "Дублер" и "Материя" (дебютная работа главы компании "Дисней" в России Марины Жигаловой-Озкан), но, к сожалению, приз лишь один. Его получил фильм "Конфетка" (Палестина-Ливан).

    Председатель жюри конкурса документального кино Саулюс Бержинис вручал награду вторым. Он говорил по-русски. И также отметил сильную программу, но документального конкурса. Сказал, что решение не единогласно, но в жарких спорах победила неигровая картина Ганса Блока и Мориса Ризевика "Чистильщики". Это фильм, рассказывающий о людях, которые удаляют нежелательный контент в интернете.

    В основном конкурсе в этом году были представлены 16 картин. Первая награда - за лучшую мужскую роль. Ее вручала Настасья Кински, которая отметила, что практически каждая работа заслуживала приз.

    "Все фильмы которые были на фестивале с разных концов света сблизили нас", - сказала она.

    Приз получил Киран Чарнок за фильм "Заблудшие". Картина из далекой Новой Зеландии впервые участвовала на кинофестивале.

    "Сколько людей могут увидеть себя в роли, которую вы сыграли - когда все для человека может измениться в одну секунду. Это было просто прекрасно", - сказала Кински.

    Актер признался, что всегда очень стесняется говорить перед большим скоплением народа. И сказал, что в Москве пережил много хороших минут. Поблагодарил режиссера картины - это Дастин Финили - и всю свою семью. Он сыграл человека, который вышел из тюрьмы, по досрочному освобождению. Потерял работу. Но внутренние демоны никак не могут отпустить его. И тут он встречает девушку, которая вышла из психиатрической лечебницы, но прошлая жизнь также не отпускает ее.

    Приз за лучшую женскую роль вручал актер Джон Сэвидж. "На здоровье, Москва!" сказал он, и стало понятно, что он за фестивальные дни хорошо изучил русский характер. Он порадовался, что приехал в Москву на этот раз не работать. И отметил как изменилась Москва. "По моему мнению, победители - мы все", - сказал он. Но приходится выбирать. И называл лучшую. Актриса Джованна Меццоджорно сыграла главную роль в фильме "Неаполь под пеленой" женщину, чей любовник внезапно исчез, потом его нашли убитым, между тем в ее жизни появился его брат-близнец, и ей предстоит сделать непростой выбор...

    Приз за лучшую режиссерскую работу вручала член жюри основного конкурса Анна Меликян. Она сказала, что считает режиссеров главными людьми в кино. И что с режиссером, чье имя она сейчас назовет, она познакомилась как раз на Московском кинофестивале 20 лет назад. Это - Александр Котт, снявший фильм "Спитак".

    Специальный приз жюри вручал китайский кинорежиссер Цао Лянь, чей фильм "Хохлатый ибис" победил на ММКФ в прошлом году. В жюри он впервые. И спецприз вручил также дебютантке - китайской актрисе и режиссеру Ян Гэ "Ню". Он понадеялся что такой приз позволит молодым режиссерам осуществлять свои мечты. Ян Гэ вторила ему - ее мечты сбылись.

    Главный приз вручал председатель жюри Паоло дель Броко.

    "На церемонии открытия президент фестиваля сказал мне быть острожным с властью (имелся в виду статус председателя жюри - "РГ"), - пошутил он. - Достоевский сказал, что тайна осознания собственной власти нестерпимо приятна. И он был прав. Мы посмотрели 16 фильмов и мы были внутри них, вместе с главными героями. Мы с ними переживали, радовались, надеялись... И можно сказать, что все эти фильмы нас обогатили. За это мы и благодарны фестивалю. Но один фильм нас особенно растрогал, он создал волшебство".

    И Паоло дель Броко назвал якутский фильм "Царь-птица" режиссера Эдуарда Новикова.

    "Как сказал Станиславский, "не верю", - едва произнес Эдуард Новиков. - Это наш первый кинофестиваль. Но сейчас мы верим. И спасибо жюри, что вы поверили в нас".

    Место действия фильма - Якутия в 30-е годы прошлого века. К старикам - мужу и жене - прилетает священная птица орел. И становится по сути членом их семьи.   

    Приз "Верю!" получила муза Романа Полански, Вима Вендерса, Фрэнсиса Форда Копполы, Пола Шредера, неповторимая актриса Настасья Кински. Она присоединилась к составу жюри юбилейного фестиваля в последнюю минуту, но преобразила и его, и весь киносмотр. Вручал приз режиссер Андрей Кончаловский.

    "Невероятный Станиславский... - сказала Кински. - Я помню, как училась, и мы изучали его систему. Понять, как ты чувствуешь. Почувствовать ту правду, о которой всегда говорили... Я тут с двумя братьями Никитой и Андреем, и я была счастлива работать с обоими".

    Фестиваль закрыли. Гости остались смотреть фильм закрытия. Им стала канадская картина "Идентификация" режиссер Сэмуела Тивьерджа. Московские зрители стали первыми, кто смог увидеть фильм.

    Прямая речь

    Никита Михалков, режиссер, президент Московского Международного кинофестиваля:

    В основной программе кинофестиваля было 212 фильмов, в российской - 88. Из регионов России - 42 ленты. Это принципиально важно, потому что будет назревать желание делать фестивали регионального кино, которое стремительно развивается. Мы видим кино Якутии и Башкирии. Наблюдаем, как развивается кинематограф национальный, на своем языке. Смотрим картины, которые становятся в один ряд с образцами большого кино. Минкультуры запустил сейчас 400 кинотеатров в больших городах. Это стимулирует не только показ фильмов, но и производство. Возможность снимать региональное кино нужно стимулировать, это - достойное и хорошее занятие.

    Поделиться