Обозреватель "РГ" спросила перед закрытием у Никиты Михалкова, правда ли, что у церемонии закрытия новый режиссер-постановщик Алексей Агранович?
"Это - вещь внутренняя, техническая, не думаю, что есть смысл пока это обсуждать", - ответил президент кинофестиваля.
Но рука нового режиссера почувствовалась с первых же минут. Без лишних движений и эмоций белые лучи рассекли сцену, высвечивая ювелирные призы - награды компании Chopard.
Специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского "Верю!" представили особо. Всю церемонию провела одна актриса - Виктория Толстоганова. Нежно, по-женски, без пафоса, ей удалось стать настоящей радушной хозяйкой вечера.
Начали с вручения призов за лучшее короткометражное кино. Председатель жюри этой конкурсной программы актер Сэми Насери поздоровался с залом по-русски. Продолжил по-французски. Он посетовал на протокол - потому что было трудно выбрать какой-то один фильм. Хотели отметить картины "Аперитив", "Дублер" и "Материя" (дебютная работа главы компании "Дисней" в России Марины Жигаловой-Озкан), но, к сожалению, приз лишь один. Его получил фильм "Конфетка" (Палестина-Ливан).
Председатель жюри конкурса документального кино Саулюс Бержинис вручал награду вторым. Он говорил по-русски. И также отметил сильную программу, но документального конкурса. Сказал, что решение не единогласно, но в жарких спорах победила неигровая картина Ганса Блока и Мориса Ризевика "Чистильщики". Это фильм, рассказывающий о людях, которые удаляют нежелательный контент в интернете.
В основном конкурсе в этом году были представлены 16 картин. Первая награда - за лучшую мужскую роль. Ее вручала Настасья Кински, которая отметила, что практически каждая работа заслуживала приз.
"Все фильмы которые были на фестивале с разных концов света сблизили нас", - сказала она.
Приз получил Киран Чарнок за фильм "Заблудшие". Картина из далекой Новой Зеландии впервые участвовала на кинофестивале.
"Сколько людей могут увидеть себя в роли, которую вы сыграли - когда все для человека может измениться в одну секунду. Это было просто прекрасно", - сказала Кински.
Актер признался, что всегда очень стесняется говорить перед большим скоплением народа. И сказал, что в Москве пережил много хороших минут. Поблагодарил режиссера картины - это Дастин Финили - и всю свою семью. Он сыграл человека, который вышел из тюрьмы, по досрочному освобождению. Потерял работу. Но внутренние демоны никак не могут отпустить его. И тут он встречает девушку, которая вышла из психиатрической лечебницы, но прошлая жизнь также не отпускает ее.
Приз за лучшую женскую роль вручал актер Джон Сэвидж. "На здоровье, Москва!" сказал он, и стало понятно, что он за фестивальные дни хорошо изучил русский характер. Он порадовался, что приехал в Москву на этот раз не работать. И отметил как изменилась Москва. "По моему мнению, победители - мы все", - сказал он. Но приходится выбирать. И называл лучшую. Актриса Джованна Меццоджорно сыграла главную роль в фильме "Неаполь под пеленой" женщину, чей любовник внезапно исчез, потом его нашли убитым, между тем в ее жизни появился его брат-близнец, и ей предстоит сделать непростой выбор...
Приз за лучшую режиссерскую работу вручала член жюри основного конкурса Анна Меликян. Она сказала, что считает режиссеров главными людьми в кино. И что с режиссером, чье имя она сейчас назовет, она познакомилась как раз на Московском кинофестивале 20 лет назад. Это - Александр Котт, снявший фильм "Спитак".
Специальный приз жюри вручал китайский кинорежиссер Цао Лянь, чей фильм "Хохлатый ибис" победил на ММКФ в прошлом году. В жюри он впервые. И спецприз вручил также дебютантке - китайской актрисе и режиссеру Ян Гэ "Ню". Он понадеялся что такой приз позволит молодым режиссерам осуществлять свои мечты. Ян Гэ вторила ему - ее мечты сбылись.
Главный приз вручал председатель жюри Паоло дель Броко.
"На церемонии открытия президент фестиваля сказал мне быть острожным с властью (имелся в виду статус председателя жюри - "РГ"), - пошутил он. - Достоевский сказал, что тайна осознания собственной власти нестерпимо приятна. И он был прав. Мы посмотрели 16 фильмов и мы были внутри них, вместе с главными героями. Мы с ними переживали, радовались, надеялись... И можно сказать, что все эти фильмы нас обогатили. За это мы и благодарны фестивалю. Но один фильм нас особенно растрогал, он создал волшебство".
И Паоло дель Броко назвал якутский фильм "Царь-птица" режиссера Эдуарда Новикова.
"Как сказал Станиславский, "не верю", - едва произнес Эдуард Новиков. - Это наш первый кинофестиваль. Но сейчас мы верим. И спасибо жюри, что вы поверили в нас".
Место действия фильма - Якутия в 30-е годы прошлого века. К старикам - мужу и жене - прилетает священная птица орел. И становится по сути членом их семьи.
Приз "Верю!" получила муза Романа Полански, Вима Вендерса, Фрэнсиса Форда Копполы, Пола Шредера, неповторимая актриса Настасья Кински. Она присоединилась к составу жюри юбилейного фестиваля в последнюю минуту, но преобразила и его, и весь киносмотр. Вручал приз режиссер Андрей Кончаловский.
"Невероятный Станиславский... - сказала Кински. - Я помню, как училась, и мы изучали его систему. Понять, как ты чувствуешь. Почувствовать ту правду, о которой всегда говорили... Я тут с двумя братьями Никитой и Андреем, и я была счастлива работать с обоими".
Фестиваль закрыли. Гости остались смотреть фильм закрытия. Им стала канадская картина "Идентификация" режиссер Сэмуела Тивьерджа. Московские зрители стали первыми, кто смог увидеть фильм.
Никита Михалков, режиссер, президент Московского Международного кинофестиваля:
В основной программе кинофестиваля было 212 фильмов, в российской - 88. Из регионов России - 42 ленты. Это принципиально важно, потому что будет назревать желание делать фестивали регионального кино, которое стремительно развивается. Мы видим кино Якутии и Башкирии. Наблюдаем, как развивается кинематограф национальный, на своем языке. Смотрим картины, которые становятся в один ряд с образцами большого кино. Минкультуры запустил сейчас 400 кинотеатров в больших городах. Это стимулирует не только показ фильмов, но и производство. Возможность снимать региональное кино нужно стимулировать, это - достойное и хорошее занятие.