Более того, команда ММКФ даже обратилась в Международную федерацию ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF - Fedération Internationale des Associations de Producteurs de Films), которая регламентирует фестивали класса А), чтобы утвердили новые даты. Именно в апреле.
"Апрель - самое удобное время, - сказал Никита Михалков. - Мы как раз находимся между Берлинским и Каннским кинофестивалями. Меньше нервотрепки. Тем более, что летом многие, кто мог бы приехать на фестиваль, уходят в отпуска, и это время - разгар съемочного периода. Но как решит FIAPF - так и будет. Мы заявку подали".
Мэтр также ответил тем, кто сожалеет о том, что на весеннем фестивале нельзя смотреть картины, приехавшие с Каннского фестиваля.
"Каннские картины мы можем посмотреть в следующем апреле, это ничего не меняет. А вот конкурс... Команда наша сделала гигантскую работу. Это могут только люди, которые набили руку и знают как это делается. Они просто увеличили скорость работы ".
Конечно же, на встречу с журналистами Михалков пришел, вооруженный до зубов статистикой - некоторые данные он обычно повторят для зрителей на церемонии закрытия. Цифры говорят о том, что в основной программе кинофестиваля было 212 фильмов, в российской - 88. Из регионов России - 42 ленты. Тут мэтр сделал оговорку, что это "принципиально важно, потому что будет назревать желание делать фестивали регионального кино, которое стремительно развивается". Итак - на 40-м ММКФ показали около 300 картин. Число сеансов 391. Число залов - 24. Зрителей всего - 55 тысяч. При этом на фестиваль аккредитовано 3560 человек участников, из них 231 иностранцы, более 1000 представителей СМИ. В итоге число аккредитованных почти 5500 человек.
Обозреватель "РГ" спросила Никиту Михалкова как он относится к тому, что конкурс в этом году многие признали довольно сильным.
"Мне приятно, когда люди говорят, что сильная конкурная программа, - ответил мэтр. - Я посмотрел довольно много конкурсных картин, и среди них немало хороших. Не буду говорить, какие именно, потому что это не очень этично. Но я говорил с членами жюри и мне было важно их мнение. Они сказали, что смотрели хорошее кино".
Снова и снова задают Михалкову вопрос по поводу нового фестивального центра. Ответ его не изменился: нужно ждать.
"По поводу центра - подписаны все бумаги, ни на минуту не останавливалась работа с документами. Есть проект - все движется планомерно и безостановочно. Не могу назвать сроки. Это контролирует с нашей стороны Леонид Верещагин. Но я благодарен дирекции Театра Мюзикла, которая предоставляет нам помещение".
Спросили Никиту Михалкова и о творческих планах. Во время фестиваля гость, популярный актер Сэми Насери, сказал, что, возможно, сделает в России новый проект. Не с Михалковым ли?
"Это по наивности много лет назад я рассказывал о своих планах, - усмехнулся Михалков в ответ. - Кинематографические улыбки на фестивалях ничего не значат. Это - демонстрация труда стоматологов. Все начинается, когда спакетирован проект. Я надеюсь осенью начать снимать свою картину. Это - драма. И в ней будет много актеров".
В свете современных тенденций не обошлось без вопроса об эволюции женщин в кино. Каков вектор?
"Вы можете себе сейчас представить, чтобы я словами сформулировал женский образ и его вектор. Я могу вам только предложить пересмотреть мои картины или посмотреть новые, - сказал Никита Сергеевич. - Могу сказать одно. Сильно потеснили женщины-режиссеры мужчин в профессии. Но, по-честному - я всегда считал режиссуру сугубо мужским делом, потому что это - очень жестокая работа. Потому что есть актеры, которых надо бить. Как это ни странно и не жутко. Есть актер, не буду называть имени - его уже нет на свете. Но его сублимация, его энергетический выброс - мощнейшая оплеуха и... мотор. Для кого-то это - кошмар. А другой требует совсем иного отношения и работы. Такого актера надо хвалить постепенно, подводя к тому, что тебе надо, оставляя его в заблуждении, что это то, что он хочет. Это тонкая штука. И жестокая. Если вы посмотрите на женщин, которые долгое время занимались режиссурой, вы увидите в них не женские черты. Но есть результат! И цель оправдывает средства".
Коллеги попросили Никиту Михалкова расширить ответ про фестивали регионов.
"Мы видим кино Якутии и Башкирии, - ответил он. - Наблюдаем, как развивается кинематограф национальный, на своем языке. Смотрим картины которые становятся в один ряд с образцами большого кино. Минкульт запустил сейчас 400 кинотеатров в больших городах. Это стимулирует не только показ фильмов, но и производство. Возможность снимать региональное кино нужно стимулировать, потому что это - достойное и хорошее занятие".
На вопрос том, есть ли цензура на ММКФ, президент кинофестиваля ответил, что ее никогда и не было.
"Нет цензуры. Мы полагаемся на вкус отборщиков. Мы их ценим, и мы им верим. Не всегда вкус отборщика совпадает с моим. Но никогда я не позволял себе настаивать, мол, раз мне не нравится, значит, это - плохо. Они отвечают за свою работу".
"Фестиваль - это и есть двигатель кинематографа, - продолжил Михалков. - Кино может быть разным. Но все равно это кино. Чем больше будет картин, где мы станем сталкиваться с непривычным, - тем лучше. Но профессиональным, потому что я против непрофессионализма. А разнообразие - это прекрасно".
Многих из собравшихся волновал вопрос про прокат фестивальных картин. Коллега, который задал его, взял для примера конкурную картину "Царь-птица". Как сделать, чтобы ее увидел широкий зритель?
"Прокат - это коммерция, деньги. Довольно циничная вещь, - вздохнул Михалков. - На мой взгляд, должны быть муниципальные кинотеатры, где показывают такое кино. Был же Кинотеатр повторного фильма. В Италии есть такой, во Франции. Такие должны быть на дотации. И в них должно быть кино, которое не может выйти в прокат в каком-нибудь мультиплексе, типа "Октября". Союз Кинематографистов мог бы способствовать появлению хотя бы одного подобного кинотеатра в каждом городе. И в этом случае имеет значение некая правильная пропаганда. У нас же было Бюро пропаганды киноискусства. Для таких картин было бы правильно иметь экраны, которые не требовали бы срочной отдачи. Конечно, то, что я говорю - это маниловщина. Но, если мы хотим, чтобы кино развивалось, надо идти на какие-то жертвы".