Новости

26.04.2018 20:16
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Мода в рамках ГОСТов

XX век - в платьях и шляпках
Наряды культовых актрис и балерин - фавориток вождей, платья частных портних и мастеров спецателье для советской элиты, сшитые из трофейных тканей, дамская одежда, выполненная западными домами мод в 20-70-е годы минувшего века... На ВДНХ открылась первая выставка Музея моды, посвященная историческому костюму - "Весна и мода. Коллекция из фонда Александра Васильева". Экспозиция будет обновлена еще два раза: цикл продолжат выставки "Пляжная мода" и "Гламур 80-х". Если заклеенные белой бумагой окна стеклянного павильона смогут защитить уникальную коллекцию. Ничто так не разрушает текстиль, как солнечный свет.
Общество, его воспоминания и переживания отражаются в моде, считает Александр Васильев. Фото: Пресс-служба ВДНХ Общество, его воспоминания и переживания отражаются в моде, считает Александр Васильев. Фото: Пресс-служба ВДНХ
Общество, его воспоминания и переживания отражаются в моде, считает Александр Васильев. Фото: Пресс-служба ВДНХ

Васильев, как всегда элегантный и яркий одновременно, объяснил, что многие модели достались ему на распродажах крупнейших музеев.

- В частности, вот это, - указал он на синее платье, вышитое маргаритками, - ранее принадлежало Бруклинскому музею в Нью-Йорке. Музей решил расстаться с 40 тысячами (!) платьев. Из них 12 тысяч забрал музей "Метрополитен", который обладает самой крупной мировой коллекцией одежды от XVII до XXI века. А на аукцион было выставлено 28 тысяч предметов одежды.

Впрочем, многое в коллекции историка и из частных шкафов и гардеробов, к примеру, все наряды балерины Ольги Лепешинской, которую обожал Иосиф Сталин. Или знаменитой московской актрисы и большой модницы Ирины Чижовой: "Она прожила 93 года и не выкинула ни одного платья. Все они перешли ко мне", - Александр Васильев останавливается у розового капронового облака и сообщает, что стиль New look, придуманный Кристианом Диором в конце сороковых, эта воплощенная в креп-жоржете и крепдешине женственность, лишь мечта о создании семьи. - Вернувшиеся с войны мужчины хотели видеть в окружающих их женщин матерей их будущих детей. Так возник известный по фильмам 50-х - пышные юбки, узкие талии - стиль "Мама".

Есть в коллекции и вещи из магазина. Например, замечательное итальянское платье, купленное в конце 60-х годов в легендарной сотой секции ГУМа, где отоваривались жены цековских работников.

Мода в СССР, по известным причинам, запаздывала, но все же достигала отечественных модниц. Не избежали они и тканей в мелкий цветочек, рукавов-фонариков и многочисленных бантиков, вошедших в обиход европейских дам в 30-е годы, когда дизайнеры увлеклись историческими цитатами из викторианской эпохи.

"Проблема советской моды - в ее неповоротливости и ГОСТах, - рассказывает историк. - Сейчас нам трудно поверить, но ГОСТ на известный предмет женского белья "с начесом" был принят в 1917 году, до революции, и просуществовал до 1991 года".

На выставке полно предметов, связанных с модой. К примеру, советские журналы с выкройками, которые выходили даже в годы войны. Советские журналы мод до 1947 года не публиковали фото манекенщиц, только рисунки.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Столица ЦФО Москва РГ-Видео
Добавьте RG.RU 
в избранные источники