Как говорит Павел Здобников, специалист-археолог музея ННГУ, цель проекта - создать виртуальную иллюстрированную энциклопедию мифических созданий, известных по сказкам и преданиям народов Поволжья.
- Мы поочередно поговорим о духах воды и леса, дома и ремесел, о загробном мире и фантастических животных, - рассказывает он. - Изучим среду обитания этих персонажей и ее историческое взаимодействие с человеком, а исследования подкрепим археологическими и этнографическими материалами из фондов музея.
Проект предполагает участие в нем в первую очередь жителей Приволжского федерального округа, возраст художника значения не имеет. На первом этапе (он завершается 3 мая) организаторы принимают рисунки с изображениями духов воды, на втором (до 10 мая) - духов леса, на третьем (до 20 мая) - фантастических животных. Иллюстрированные представления о загробном мире надо прислать по 3 июня включительно, а портреты домовых и покровителей различных ремесел - до 17 июня.
Из собранных иллюстраций будет выбрана лучшая, чтобы стать "официальным" лицом мифического создания. По итогам проекта создадут электронную книгу и проведут выставку лучших из собранных художественных работ. А на каждом из пяти этапов организаторы выберут одного победителя, который получит в подарок графический планшет One by Wacom small.
Рисунки с небольшим рассказом о герое изображения в свободной форме (самостоятельное исследование вопроса добавит шансов на победу) и парой предложений о себе (имя, возраст, место жительства/учебы/работы) присылайте на электронный адрес, указанный ниже.
Критерии оценки рисунков - соответствие прообразу, глубина проработки темы и творческий подход. В жюри конкурса вошли научные и музейные сотрудники ННГУ.
Илья Шумов, старший научный сотрудник Вятского палеонтологического музея:
- Вероятность, что основой для создания мифических существ могли быть доисторические животные, крайне мала. Хотя что-то и могло мифологизироваться в связи с найденными людьми останками животных. Например, на реках Кировской области до сих пор находят останки мамонтов, и люди могли по-своему интерпретировать природу этих костей. Например, был миф, что это большая земляная мышь, которая своими бивнями прогрызала землю. В Советском районе Кировской области есть поля карстовых воронок, которые могли связывать с этим мифическим существом. Упоминание о нем есть в русских народных песнях.
На севере области находили останки морских рептилий, что могло послужить основой для легенд о каком-нибудь морском змее. В селах на берегах Пижмы на юге области есть легенды про дракона, выходившего из трещин в земле наружу. Но древних животных, которые могли бы стать основой легенд, например, о той же Кикиморе Вятской, здесь просто не было.
Любопытно, что наши предки не столько боялись таких находок, сколько использовали их в утилитарных целях. Например, в верховьях Вятки местные жители собирали кости мамонта, толкли их в ступе, смешивали с водой или брагой и пили. Считали, что это "лекарство" имеет волшебные свойства. Им "лечили", например, эпилепсию, белую горячку.
Ракушки амонитов (древних моллюсков) имели похожую ценность на севере области. Поскольку входящие в их состав соли кальция влияют на свертываемость крови, их толкли и порошок посыпали на рану. А на юге Нижегородской области на языке эрзя амонит - пазонь пиле (божье ухо). Там считали, что если опустить его в воду, она становится святой. И этой водой "лечили" сглаз.
Сайт проекта: https://fantastic-volga.ru
E-mail: picture@fantastic-volga.ru