Как остановить оборот контрафактного цемента в Сибири

Прогнозируемый минстроем РФ в 2018 году рост темпов жилищного строительства потребует больших объемов качественных стройматериалов и в первую очередь - цемента. Но надежность фундаментов, железобетонных конструкций и сооружений под большим вопросом, если для их изготовления используется цемент неустановленного качества. В 2016 году доля такого сырья в общем объеме потребления цемента в РФ достигла 16 процентов, а ущерб бюджетам и хозяйствующим субъектам - 36,5 миллиарда рублей. Откуда берется контрафакт и какие меры борьбы с его оборотом принимают сегодня в Сибири?

- Производство цемента - это сложнейшая химическая технология, требующая соответствующего оборудования и специалистов, а значит недобросовестные поставщики чаще всего "разбавляют" уже готовый заводской продукт разными минеральными добавками - золами и шлаками неизвестного происхождения, - напоминает доктор технических наук, профессор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Иван Себелев. - В результате изменяются однородность, прочность, морозостойкость и другие характеристики сырья, от которых зависит и его качество, и характер воздействия на здоровье человека: от аллергии, химического отравления и ожогов до радиационной опасности.

По словам первого вице-президента АО "ХК "Сибцем" Геннадия Рассказова, регионы-лидеры по распространению цемента неустановленного качества - Алтайский край, Омская и Новосибирская области. Пик продаж приходится на "высокий" строительный сезон.

- Применение некачественной продукции ведет к возникновению серьезных дефектов конструкций - от растрескивания и преждевременного ветшания до внезапного обрушения, - подчеркивает президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. - Производители контрафакта, используя некачественные компоненты и нарушая технологию изготовления цемента, добиваются значительного снижения себестоимости своего товара. Это позволяет им продавать продукцию по демпинговым ценам, с которыми не могут конкурировать цементники, выпускающие стройматериалы в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов. В сегодняшних условиях застройщики, вынужденные возводить объекты в режиме жесткой экономии средств и ресурсов, все чаще выбирают дешевые некачественные цементы.

Ситуацию усугубляет активный ввоз импорта. Так, по оценкам аналитиков рынка, поставки цемента из Казахстана (где, как и в других странах ЕвразЭС, наблюдается избыток производственных мощностей) за последние два года выросли с шести до 210 тысяч тонн.

- Таможенные органы не проверяют сертификаты соответствия на цемент, ввозимый в Россию из стран Таможенного союза. В этом случае продукция не перемещается через таможенную границу и поэтому не подлежит декларированию. Однако были случаи, когда из стран Таможенного союза ввозили несертифицированный цемент, - отмечает Геннадий Рассказов.

Введение в России с марта 2016-го обязательной сертификации цементов позволило за один год снизить незаконный оборот цемента на 2,4 миллиона тонн, или на 24 процента, и сократить размеры ущерба хозяйствующим субъектам и госбюджету с 44,5 до 36,4 миллиарда рублей. Вместе с тем ситуация в отрасли продолжает оставаться сложной. Причина в том, что сертификаты соответствия зачастую выдают недобросовестные органы по сертификации.

- Доля незаконно выданных сертификатов соответствия составила 20 процентов от объема выданных за год, 52 из 380 выданных сертификатов были аннулированы, - сообщила член Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от НО "Союзцемент" Наталья Кожина. - Это доказывает, что законодательство в области аккредитации несовершенно, оно не способно защитить отрасль от недобросовестных производителей и органов сертификации. Только 4 из 23 таких органов сегодня обслуживают цементную отрасль в соответствии со всеми нормами.

- Контрафактом часто торгуют небольшие предприятия, имеющие собственное фасовочное оборудование, и государственная политика либерализации по отношению к мелкому и среднему бизнесу, увы, приводит к тому, что деятельность таких организаций никто не может пресечь, - отмечает первый вице-президент АО "ХК "Сибцем" Валерий Бодренков. - Скажем, в Новосибирской области мошенники пытаются сбыть продукцию, расфасованную с грубейшими нарушениями в 50-килограммовые бумажные мешки. Любой продавец сегодня может заказать такой мешок по собственному макету (в том числе копирующему фирменный дизайн) и с любой маркировкой, соответствие которой ГОСТу изготовитель тары проверять не обязан.

По самым скромным оценкам экспертов, в общем объеме потребления цемента в СФО доля продукции неустановленного качества составляет почти 150 тысяч тонн. Ведущие игроки легального рынка вносят свой вклад в борьбу с распространением фальсификата.

- В прошлом году в СФО специалисты нашего холдинга выявили 85 нарушений, связанных с реализацией несертифицированного, контрафактного цемента. Мы провели 28 контрольных закупок тарированной продукции и направили обращения в различные государственные органы. Однако к административной ответственности привлечено лишь 13 юридических и физических лиц. Остальным удалось избежать наказания. Основная причина - проблемы, связанные с фактическим исполнением требований закона со стороны органов власти, - убежден Геннадий Рассказов.

Привлечь нарушителей к ответу не позволяют особенности и противоречия действующего законодательства. Это касается оснований для проведения внеплановых проверок. Роспотребнадзор и Ростандарт, планируя проверку, согласовывают действия с прокуратурой, уведомляя организацию за сутки. В итоге контролеры, приходя на объект, не находят там каких-либо улик. Более того, инициаторы проверки, а зачастую и сами проверяющие, нередко вынуждены оправдываться за свои якобы необоснованные подозрения.

Эксперты и участники рынка предлагают пересмотреть ряд правовых норм, препятствующих эффективной борьбе с оборотом некачественного цемента. В частности, федерального закона №294, административных регламентов Росстандарта, Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность за нарушение требований технических регламентов и ГОСТов на цемент, обязательных к применению. Штрафы для нарушителей нельзя заменять административными предупреждениями. А контрафакт должен подлежать обязательной конфискации.