Ленинградский проспект - десять километров вдоль излучин Северной Двины. Раньше его называли Почтовый тракт или "Дорога в Санкт-Петербург". Сегодня федеральная трасса переместилась на левый берег, а Ленинградский "тракт" по-прежнему соединяет городской центр с южными окраинами.
- В Архангельске есть несколько транспортных маршрутов, которые определяют конструкцию движения в городе. Ленинградский проспект сегодня находится в самом сложном положении: интенсивное движение, пробки, - заявил ранее губернатор Архангельской области Игорь Орлов. По его словам, в целом на ремонт проспекта будет выделено более 300 миллионов рублей: 95 процентов средств - из областного бюджета, пять - из бюджета Архангельска. Изменения и дополнения в региональный бюджет на 2018 год приняты на сессии Архангельского областного собрания.
Глава Архангельска Игорь Годзиш рассказал "Российской газете", что реконструкция проспекта является частью развития Архангельска как областного центра:
- Это совместный интерес и региона, и города, - отметил Игорь Годзиш. - Ленинградский проспект выходит на дороги, ведущие в Холмогорский и Пинежский, Мезенский и Лешуконский районы. Кроме того, магистраль тянется через районы Архангельска, которые активно строятся. Дорога ведет и в нашу главную жемчужину - музей деревянного зодчества Малые Корелы, а также на лыжный стадион.
По словам главы, запланированные в этом году к ремонту 1620 метров проспекта - только начало. В перспективе реконструкцию нужно будет завершить до границы города, передав "эстафету" примыкающему к Архангельску Приморскому району.
Тем временем экскаваторы подрядчиков уже поднимают слои грунта в районе пересечения проспекта с улицей Ильинской. Задача - проложить новые трубы коммунальной инфраструктуры, а потом положить асфальт. По словам гендиректора "Севзапдорстрой" Ильи Нечаева, реконструкция будет вестись поквартально.
- К примеру, проложим сети от улицы Касаткиной до Ильинской, сделаем новую дорожную "одежду", пустим движение и начнем работу с другой стороны проспекта. Двухполосное движение удастся сохранить на весь период работ.
Вместе с тем наступление на южном дорожном "фронте" Архангельска простым не будет. Так, строители опасаются подземных "сюрпризов": к примеру, не отраженных ни в одном генплане кабелей или сетей.
Выстроить взаимодействие подрядчиков с администрацией города необходимо в самом начале процесса - этому была посвящена поездка главы Архангельска на рабочую площадку:
- График совместных планерок согласован? - спросил Игорь Годзиш у подрядчиков. - Важно уже сегодня предупредить проблемы, которые могут возникнуть во время строительства. Так, не должны подтапливаться дома на низких участках Ленинградского проспекта - там, где магистраль будет проходить близко к жилью. Необходимо заранее решить вопрос подключения этих территорий к новой ливневой канализации.
Появится у проспекта и новый "зеленый наряд": по словам подрядчиков, вдоль Ленинградского вместо четырехсот старых тополей планируется посадить вдвое больше деревьев - 800 хвойных и лиственных саженцев.
Омрачит ли белые ночи на Ленинградском тракте шум экскаваторов? Месяцы напролет - нет:
- Но иногда строителям будут необходимы сутки-двое, чтобы выполнить особо срочные работы: для того чтобы объяснить жителям домов их необходимость, мы готовы разговаривать с каждым, - подчеркнул Игорь Годзиш. - Очень рассчитываем на понимание людей, ведь большинство из них активно пользуются проспектом.
Кстати, именно поэтому Ленинградский - это история пробок:
- Сегодня жители спальных районов приезжают утром в город, и в одну полосу выстраиваются на въезде в центр, а вечером такая же очередь - в обратную сторону. Реконструкция "развяжет" этот узел, - говорит глава города.
По его словам, дорога нужна Архангельску уже в этом году: на 2019-й в планах РЖД - капитальный ремонт железнодорожного моста, а значит, основной поток транспорта будет въезжать в город через Краснофлотский мост по Ленинградскому проспекту.
Игорь Годзиш, мэр Архангельска:
- Сегодня в городе порядка 90 процентов дорог не соответствуют нормативным требованиям. Неслучайно в своем послании Федеральному собранию президент обратил внимание на состояние муниципальных дорог России - они ни в какое сравнение не идут с федеральными трассами. Сегодня мы планируем привлечь на строительство архангельских дорог федеральные средства, а для этого готовим проектную документацию. Так, одновременно с реконструкцией Ленинградского проспекта начинается реконструкция Московского: проектирование его будет закончено в этом году. Кроме того, мы сегодня ведем речь о проектировании дополнительных развязок: в первую очередь третьего "прокола" через железнодорожную насыпь в Архангельске.