Историю моста через Керченский пролив можно рассказывать часами. Что и делала наша провожатая Алина, пока мы ехали в микроавтобусе на стройку. Оказывается, еще во времена Тавриды Тмутараканский князь Глеб первым из смертных прошел этот путь посуху. Лед в ту зиму был наикрепчайший. Англичане во время Крымской войны тоже хотели оседлать пролив. Но ограничились телеграфным кабелем. У наших императоров на столах пылились многостраничные прожекты. Но до дела так и не дошло. Фашисты тоже было хотели построить мост. Но, по понятным причинам, им не дали. И только когда немца выбили из Крыма, был построен первый временный мост через Керченский пролив. По нему советская делегация ехала на Ялтинскую конференцию. Мост не выдержал ледохода 1945 года и поплыл в Черное море. В 1954-м была еще одна попытка. Но посчитали, что важнее построить дамбу от наводнений для Ленинграда. Денег для двух проектов не хватало.
Только в 2013 году между Россией и Украиной был подписан договор о намерениях. Высокие стороны договаривались о совместной разработке коммуникационного проекта в Керченском проливе. Не уточнялось даже тоннель это будет или мост. Но, как вы уже догадались, ровно через год надобность в этом договоре отпала.
Мост предложил строить Путин. Сразу после присоединения Крыма. Но не каждая компания бралась за это дело. Только "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга решился. Проектов было - пруд пруди! Аж 74 штуки. И все обоснованные, красивые, со слайдами и инфографикой. Были среди них и тоннели. Не хуже Ла Манша. Но от тоннеля пришлось отказаться. Во-первых, глубины. Можно, конечно, прорыть и на 100 метрах. В Питере метро даже глубже залегает. Но наклон тоннеля надо соблюдать строго по ГОСТУ! Тогда рыть надо начинать чуть ли от Новороссийска, а выйдет он в Крыму где-то под Феодосией. А если пожар? Нет, тоннель явно не подходил.
Часто спрашивают, почему мост построили не там, где уже всего? Паром шлепает всего 6 километров. А проложили стальную змею через косу и остров Тузла. И растянулась она на 19 километров. И на это есть свои ответы. У косы Чушка, откуда ходит паром, в земле очень много археологических артефактов. По закону там должны сначала ученые как следует поработать. А уж потом строители. И это задержало бы строительство лет так… Да и дно там илистое. И в холодные зимы лед так и прет. А строить надо на века.
Точнее, на полтора века. Так, во всяком случае, обещают проектировщики.
И началась Великая стройка. Я нарочно написал с большой буквы. Для России это был настоящий прорыв. Одна за другой иностранные фирмы и фирмочки из-за угрозы американских санкций отказывались принимать участие в проекте. А ведь забивать сваи под углом в илистый грунт, да еще связывать их потом со сверхпрочным бетоном мы не умели… Теперь умеем. Научились. Жизнь заставила.
Даже сверхпрочные стальные канаты и те отечественные. А ведь мост на остров Русский использовал итальянскую продукцию.
Почему я так подробно рассказываю про технические детали? Да потому, что мы смогли построить самый протяженный мост в Европе без помощи извне. Так, наверно, строили Байконур и БАМ. А они говорят про какие-то санкции…
…За горкой открылась изумительная панорама. Море, по нему в легкой дымке ползет стальная змея. И где-то на горизонте ее голова. Это две арки над судоходным каналом. Высота пролета 35 метров - с запасом хватит для торговых судов типа "река-море". Но я отправился в… чуть не сказал ЦУП - Центр управления полетами. Настолько все там было похоже. Из этого зала управляется все движение по мосту. На экране во всю стену схемы моста. И таблицы со скоростью ветра, температурой в каждой контрольной точке и скоростью, с которой в данный момент можно двигаться по покрытию.
- Вообще-то наш мост рассчитан на движение со скоростью 120 км/ч, - не без гордости говорит Роман Новиков, начальник ФКУ Упрдор "Тамань". Он здесь хозяин. - Но все равно решать будет ГАИ. Вы видите современный комплекс безопасности на мосту. Мы ведем тройной мониторинг с помощью современнейших приборов и датчиков. Первое, мы следим за движением и оказываем немедленную помощь. Мы следим не менее внимательно за конструкциями моста. И если что, в превентивном порядке предотвращаем возможную аварию. Компьютер моментально предлагает возможные решения. Ну как мосту не следить за судами, которые идут под ним?
…Когда поставили стальные арки над Керченским проливом, то первым прошел наш сухогруз. Он так истошно салютовал своими гудками, что проснулось все население и Тамани, и Керчи. А через 10 минут пошло украинское судно из Бердянска. И… они проделали то же самое! Среди настоящих моряков не водится зависти и гадости. Если они не пираты.
А в блогах говорят, что мост будет шатать, что машины сами сбросятся в воду. Когда я приехал на мост, то дуло так, что выданную строителями каску чуть не сдувало в море. Операторы квадрокоптеров сжимали губы и из последних сил вели аппараты по заданной траектории, чтобы показать мост во всей красе. Мост был прочен, как наша земля. Ну вы поняли.
Еще один миф о том, что машины будут скатываться при гололеде. За все эти три года, пока строился мост, велся мониторинг. Только в январе будут гололедные явления. В специальном комплексе по компьютерной программе будет составлена песко-соляная смесь и все покрытие будет обработано. Соль не разъедает покрытие, изначально приспособленное к морской воде. А потом все будет утилизировано с помощью обычных поливалок через специальных 22 сборника, вмонтированных в мост. А там на очистку. Неспроста вокруг моста крутятся дельфины. Стаями! Они в грязи не живут. Хотя "доброхоты" с украинской стороны утверждают, что дельфины питаются погибшими строителями. Пришлось проверять и эту бредовую теорию. Ни одна грандиозная стройка не обходится без жертв. Да, несколько дней назад погиб один строитель. Упал с высоты. Катер, который дежурит круглосуточно, подобрал его. Но было поздно. Комиссия установила: человек не выполнил требования безопасности. Не дожил до открытия моста, в который вложил не только душу, но и жизнь.
…Мои коллеги уже заправили баки: мы едем на майские к тебе!!! Хотим посмотреть на новое русское чудо!
- Ребята, оставьте эту затею! Не проедете! Вас таких тьма, и тьма, и тьма! Дороги не выдержат. Кто вам сказал, что мост откроется на майские? Его еще принять надо. Асфальт - не повод для поездки…
Все равно в районе Тамани на майские прогнозируются гигантские пробки. Да и после открытия моста, которое, кстати, еще не определено. Все хотят быть причастными к Истории. Кстати, главный подход к мосту уже готов. Это 40 километров европейской трассы - ответвление от федеральной А 290. Да что тут хитрить, нашей новой трассы. Кстати, совершенно бесплатной. И так будет всегда.
…Греет битум рабочий Миша из Омска. Разговорились прямо на мосту.
- Сколько получаешь?
- 60 тысяч.
- Для Омска это как?
- Да отлично!!! Но если учесть, что я в командировке, то могли бы и добавить. Я спец по битуму!
Поговорил с работягами. Тут со всей России собрались. Спрашиваю, есть ли крымчане? Есть, конечно, но совсем мало. Работяги с курорта сначала кинулись на такие заработки, но когда посмотрели, как надо вкалывать, смылись.
- Ну а как? У них в сезон выходят десятки тысяч. Коечки сдают. Вино бодяжат. Персики. Там, конечно, легче. Хотя без нашего моста какие персики-абрикоски? Он ведь им подкинет такой дисбаланс! То есть от денег подавятся. А дело-то наше, общее!
Обида рабочего класса ясна. Но время нынче такое. Переходное. Главное, мы независимы ни от кого. Просто и ясно это показал мост.
Это очень ответственно управлять таким мостом. Да и с Россией так же. Ведь мы все - мост между цивилизациями. И невдомек, что мы и есть цивилизация. Тихая, скромная, до поры, до времени. И строим мосты, а не бомбим их.