Как жил и работал знаменитый капиталист Томаш Батя

Утро 12 июня 1932 года в окрестностях Злина выдалось туманным. Томаш Батя, приехав спозаранку на аэродром, понял, что вылет может надолго задержаться. Да тут еще пилот двухместного "Юнкерса" сообщил о неисправностях в моторе. "Исправляйте", - коротко бросил Батя, а сам направился в диспетчерскую, где был телефон. Он обзвонил все ближайшие аэродромы: как с погодой у них? Везде было ясно. Томаш Батя вернулся к самолету: "Туман только здесь, поэтому можно взлетать. Меня к обеду ждут в Базеле". Пилот сделал еще несколько попыток отговорить босса, но тот остался непреклонным.

Через несколько минут "Юнкерс", подпрыгивая на кочках, разбежался и взмыл в серое небо. Однако этот полет продолжался недолго. Еще не набрав высоту, самолет стал падать и затем врезался в заводские постройки.

Так завершил свой земной путь один из самых необычных капиталистов мира, человек, о котором написаны сотни книг, сняты десятки фильмов и философию которого до сих пор внимательно штудируют предприниматели, жаждущие добиться грандиозных успехов.

Его называют "обувным королем", потому что еще в начале прошлого века расположенные в Злине и окрестностях фабрики Томаша Бати производили до ста тысяч пар обуви в день. Но кроме ботинок он выпускал самолеты, шины, текстиль, газеты, фильмы, химикаты, строил дома, дороги, детские сады, школы, спортивные комплексы. На его предприятиях трудились 25 тысяч работников.

Однако знаменитым Батю сделали принципы ведения бизнеса, которые он исповедовал. Именно они, эти правила, сведенные воедино, позволили ему построить то, что затем стали именовать "народным капитализмом". Еще можно сказать, что это был капитализм с человеческим лицом. Мне показалось, что и для российских деловых людей, не забывающих о социальной ответственности бизнеса, этот опыт может быть очень поучительным.

Разобраться в жизни и философии Томаша Бати корреспонденту "РГ" помогли историки архивист Зденек Поклуда - он один из ведущих специалистов по изучению наследия знаменитого земляка, исполнительный директор Фонда Т. Бати в Злине Павел Велев и ассистент директора Фонда Габриэла Цулик.

Принципы Бати

В начале нашего разговора, продолжавшегося несколько часов, собеседники предупредили меня: даже продолжительное интервью не способно дать ответы и на малую часть вопросов. Предпринимательская деятельность чехословацкого миллионера включала тридцать пять направлений - от производства обуви до авиастроения, а его социальным проектам посвящены объемистые исследования.

Но давайте попробуем. И мой первый вопрос будет таким: назовите, пожалуйста, главные принципы т.н. "народного капитализма" по Томашу Бате.

Зденек Поклуда: Он постоянно уделял внимание тому, чтобы снизить напряжение между работодателем и рабочим. Не уставал повторять: моя задача сделать так, чтобы и сами рабочие почувствовали себя капиталистами. Конечно, многими это воспринималось как утопия, но давайте теперь обратимся к тому, какими средствами Батя добивался своей цели. Его программа состояла из трех главных принципов, сформулированных еще в 1923 году: высокие зарплаты для работников, низкие цены для потребителей продукции и умеренная прибыль для владельцев предприятий.

Габриэла Цулик: Еще надо вспомнить, что вклады в сберкассах размещались под высокий процент и были связаны с карьерным ростом их владельцев. Продвижение по служебной лестнице зависело от того, насколько бережливо относился к своим накоплениям работник, насколько грамотно он распоряжался деньгами. То есть можно сказать, что еще в начале прошлого века капиталист занимался повышением финансовой грамотности своих работников.

К началу 30-х гг. уровень зарплат на предприятиях Бати был таким же, как на самых продвинутых немецких фирмах. В среднем он был в три раза выше, чем на сопоставимых чехословацких предприятиях.

Также существовала система социальных льгот. Например, выплата при рождении ребенка. Деньги зачислялись на специальный накопительный счет новорожденного под десять процентов годовых. Тысяча крон, которые тогда давали, соответствуют нынешним ста тысячам, это примерно четыре тысячи евро. Или еще такой пример: квалифицированный рабочий получал пятьсот крон в неделю, две тысячи в месяц или двадцать четыре тысячи в год. А дома, по сути коттеджи с лужайкой, которые Батя строил для своих рабочих, стоили примерно сорок тысяч крон, и выплаты за них растягивались на годы. Практически это была ипотека. Сотни домов и тысячи квартир.

Томаш Батя: Каждый раз, когда мое благосостояние растет, это заставляет мое чувство долга использовать его с пользой для других

Особая программа была направлена на поддержку социально незащищенных людей, семей, потерявших кормильца, вдов, сирот. Специальный департамент социальной защиты занимался недельными расчетами таких выплат, все выплачивалось строго в установленные сроки. Эти люди кроме денег получали продукты и предметы первой необходимости по сниженным ценам.

Были созданы различные фонды, средства из которых использовались на строительство жилья, больниц, домов культуры, стадионов, детских садов, школ, проведение спартакиад.

А верно ли, что за все это работники были вынуждены расплачиваться более высокой интенсивностью труда? Я где-то читал, что рабочие смены могли продолжаться по шестнадцать часов в сутки...

Зденек Поклуда: Нет, это не соответствует действительности, поскольку как раз коренным образом расходится с принципами Бати. В 1918 году, с образованием независимой Чехословацкой Республики, было сразу заявлено о необходимости законодательно закрепить восьмичасовой рабочий день. Томаш Батя не стал ждать и уже в декабре того же года внутренними распоряжениями установил на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день. Закон был принят лишь спустя полтора месяца. Нормальный рабочий день состоял из двух смен.

Габриэла Цулик: В 1924 году была издана внутренняя директива, согласно которой на всех предприятиях концерна план не мог быть выполнен за счет удлинения рабочих смен.

Зденек Поклуда: Еще одно подтверждение того, что нарушений не могло быть, состоит в том, что все действия Бати находились под пристальным контролем конкурентов, прессы, политиков. Отступи он хоть на сантиметр от провозглашенных им самим принципов, это немедленно вызвало бы скандал.

Особенное недовольство его стратегией проявляли, как это ни покажется странным, левые. Наблюдая за его стремлением сделать из своих рабочих капиталистов, они впадали в ярость. Чувствовали, что он выбивает почву у них из-под ног. Конкуренты по бизнесу тоже не спускали с него глаз. И внутри корпорации также существовал свой контроль.

Вы имеете в виду профсоюзы?

Зденек Поклуда: Да, у него они вначале назывались - "Рабочие заводские комитеты". Правда, в 1906 году, когда профсоюз организовал забастовку, поводом для которой стали разногласия между социал-демократами и народной партией, Томаш Батя объявил, что впредь политика никоим образом не должна влиять на производство, и надолго ликвидировал профсоюз. Так продолжалось до 1918 года, когда первый президент независимой Чехословацкой Республики Масарик своим декретом обязал всех предпринимателей ввести профсоюзы в обязательном порядке. Однако на фабриках Томаша Бати их роль была номинальной, ибо то, что предлагал для улучшения жизни рабочих сам владелец, превышало все самые смелые требования профсоюзов.

Выше вы обмолвились про карьерный рост или, как сейчас принято говорить, про социальные лифты. Как все это было устроено?

Габриэла Цулик: Обычно отдел кадров предприятия отслеживал на предмет роста двадцать - тридцать человек, причем в расчет брали не только то, как работник выполнял производственные задания, но и как вел себя в семье, какое внимание уделял воспитанию детей, каким был его кругозор. То есть комплексно подходили к этому делу. Интересно еще и то, что эти кадровики наблюдали за своими подопечными не из конторы, а фактически находясь рядом с производством - так были оборудованы их рабочие места.

Основные требования были такими: образование, квалификация, характер, расположенность к инновациям. Что касается характера, то на эту тему у Бати был такой афоризм: "Человек с кривым характером не сможет сделать правильную работу".

Где и как Батя готовил свои кадры? Соблазнял квалифицированных рабочих со стороны?

Павел Велев: У него существовали школы, где молодых ребят обучали разным рабочим профессиям. Начальное обучение продолжалось от двух недель до трех месяцев. Подростки и учились, и работали, получая за это зарплату. Шесть часов - работа, два часа - обучение. Причем хочу обратить ваше внимание на то, что первые лекции в этих школах были посвящены самому Томашу Бате, его принципам, его философии. Затем этих уже получивших представление о специальности ребят распределяли по разным другим предприятиям. Если ты хотел повысить свою квалификацию, то обучение могло продолжаться и дальше, вплоть до двух лет.

Первая школа рабочей молодежи была организована в 1925 году. Обязательное проживание в общежитии. Финансовая самодостаточность. Все расходы контролировал преподаватель. За обучение платили семь крон в неделю, а зарплата была - сто двадцать крон.

Интересно, какую долю из прибыли Батя направлял на развитие и расширение производства, на социальные проекты, выплату премий и пособий и какую клал себе в карман?

Зденек Поклуда: Ответа на этот вопрос нет. Документов не сохранилось. Коммерческая тайна.

А если его сравнить с другими предпринимателями той поры?

Зденек Поклуда: Сравнить его не с кем. Это был уникальный случай, не имевший аналогов. Да, некоторые его современники пытались вводить в практику бизнеса отдельные элементы из опыта Бати, например, кто-то строил больницы, кто-то создавал школы рабочей молодежи, однако все это было фрагментарно, а в Злине решено комплексно и масштабно.

Или давайте сравним Батю с современными известными всем предпринимателями. Например, с Гейтсом. Он начал с нуля, довольно быстро вышел на гигантскую прибыль, я называю это "принципом пирамиды". А Батя уже с нулевой точки практиковал иную стратегию: платил высокие зарплаты, устанавливал низкие отпускные цены на продукцию и таким образом получал куда меньшую прибыль. Еще вот что важно: рабочие, получая приличные вознаграждения, насыщали этими деньгами экономику всего региона. Злин процветал. Булочники, трактирщики, хотельеры, строительный сектор, то есть вся инфраструктура, а не только предприятия Бати.

Был ли он когда-либо замешан в коррупционных скандалах? Или поставим вопрос иначе: приходилось ли в те годы предпринимателю его уровня давать взятки?

Зденек Поклуда: Ответ очень простой. Мы уже говорили о том, что он находился под таким жесточайшим контролем, что малейшее подозрение вызвало бы грандиозный скандал. До нас не дошли подобные факты. Внутренние регламенты, существовавшие на его фабриках, предусматривали немедленное увольнение даже за незначительные подношения.

Считается, что за основу своего бизнеса в Злине он взял американскую модель. А что можно считать именно его собственным ноу-хау?

Зденек Поклуда: Первый раз он приехал в США, когда только начинал свои затеи. Второй раз - в 1919 году. И быстро убедился в том, что идет верным курсом. И по части новейших технологий, и в вопросах организации труда. Кроме того, он увидел, что ведет дело правильно в отношении решения социальных проблем. Единственное, что его поразило, это фордовский конвейер - диковина для того времени. Он внедрил конвейер у себя в 1927 году.

Еще он обратил внимание на то, что продвинутые капиталисты выплачивают долю прибыли своим рабочим в виде т.н. "тринадцатой зарплаты". После чего придумал свою собственную систему материальных стимулов, ввел ее в действие в 1924 году, причем доля участия в прибылях у него была гораздо выше, и выплачивал он эти премиальные не раз в год, а каждую неделю. Опять-таки про комплексный подход: увиденные в Америке разные передовые элементы он собрал воедино и использовал их вместе. Поэтому нельзя сказать, что он слепо копировал американский опыт.

Всех чехов - в Патагонию

Перейдем теперь к истории, связанной с гибелью нашего героя. В русском Интернете давно гуляет прямо-таки мистическая байка о том, что будто бы за два месяца до гибели Томаша Бати некий немецкий писатель в своем романе с точностью предсказал эту трагедию: обувной магнат, катастрофа его самолета и прочее.

Зденек Поклуда: Ничего подобного не было. Существуют пять - семь мифов по этому поводу, но ни один из них не подтвержден ни документами, ни свидетельствами конкретных людей. Например, что в 1929-30 гг. Батей якобы интересовалась японская мафия, якудза. Или что он будто бы хотел стать следующим президентом Чехословакии, а французы ему препятствовали. Еще один миф говорил о том, что его брат Ян Антонин подбросил сахар в бензин, которым был заправлен самолет.

Однако самолет-то действительно разбился. И что известно о причинах этой аварии?

Зденек Поклуда: Доподлинно известно только одно: самолет с ним на борту потерпел катастрофу спустя минуту после взлета с аэродрома в Отроковице.

После этого весь огромный бизнес "обувного магната" унаследовал его брат Ян Антонин Батя. Но если политические амбиции Томаша не простирались дальше поста старосты города Злин, то брат, как говорят, хотел стать президентом Чехословакии. Это правда?

Зденек Поклуда: Верно, Томаш никогда не имел ничего общего с политикой, не вступал ни в какие партии, не был депутатом. У Яна было совершенно другое отношение к этому. После Мюнхенского сговора он решил, что пробил его час, и захотел стать президентом. Но его партнеры по руководству концерном, включая вдову Марию Батеву, выступили категорически против. Это было примерно в октябре-ноябре 1938 года. И как раз на это время приходится его встреча с Герингом.

Из предпринимателей сравнить Томаша Батю не с кем. Это был уникальный случай, не имевший аналогов

Вот-вот, я как раз хотел об этом спросить. Встреча с одним из вождей рейха - это была инициатива самого Яна Антонина или немцев?

Зденек Поклуда: Да, это была его инициатива. Интересная деталь: он уехал в Германию, не согласовав этот шаг с партнерами. И никто не знает, о чем там шел разговор. По слухам речь могла идти о судьбе магазинов на территории Судет, а эта территория, как известно, отходила Германии. В своих мемуарах сам Ян Антонин пишет, что в беседе еще затрагивалась тема предстоящих выборов чехословацкого президента.

Вернувшись из Берлина, он снова выслушал от своих партнеров, топ-менеджеров концерна, слова недовольства - на этот раз фактом встречи с Герингом. После того, как ему были высказаны претензии, Ян Антонин прекратил всякое общение с партнерами. От президентских амбиций он отказался, но стал заниматься проектом переселения чехов в Южную Америку. Этому предшествовала цепь событий: когда он по делам поехал в Голландию, то на одной из станций в Западной Чехии был снят с поезда и задержан немецкой полицией. Судеты были уже под Германией. Отпустили Яна Антонина только после вмешательства руководства концерна. В марте 1939 года последовала его новая встреча с Герингом, и опять неизвестно, о чем они говорили.

А не рассматривалась такая версия: немцы задержали его с целью вербовки или с целью оказать какое-то давление?

Зденек Поклуда: Теоретически это возможно. Но никаких документальных подтверждений нет. А вот план переселения чехов и словаков в Патагонию возник именно тогда.

Спустя некоторое время он уехал в Штаты, где вначале англичане обвинили его в коллаборационизме, а затем, когда он поддержал на президентских выборах противника Рузвельта, то и американцы не продлили ему визу. В начале 1941 года он отправился в Южную Америку.

Так все-таки на чем основаны утверждения по поводу намерений Бати переселить чехов и словаков в Патагонию?

Зденек Поклуда: В архивах существует письмо, якобы написанное Яном Антонином своему секретарю, это примерно двадцать страниц машинописного текста. Заметьте - машинописного. Без подписи, но с исправлениями и зачеркиваниями. Провести анализ фактически можно только исходя из содержания этого письма. Но надо признать, что все серьезные исследователи не подвергают сомнению авторство Яна Антонина.

Не отрицается, что идею переселения он рассматривал всерьез. Против этого никогда не возражала в последующем и его семья. В том тексте, который упоминался выше, в двух местах написано: "как говорил р. H.", историки считают, что это инициалы "пана Геринга".

То есть идея была подброшена ближайшим соратником фюрера в ходе их встреч?

Зденек Поклуда: Можно предположить и такое. Очевидно одно: в период острого противостояния Ян Антонин Батя всерьез рассматривал возможность освободить для Гитлера центральную часть Европы, переселив народы в Патагонию. Возможно, он руководствовался при этом благородной целью: спасти соотечественников от истребления.

Видимо, в период Второй мировой войны заводы Бати работали на вермахт?

Зденек Поклуда: С введением протектората вся промышленность Чехии и Моравии стала работать на рейх. Предприятия Злина не были исключением. Более того, здешний машиностроительный завод занимался исполнением исключительно военных заказов вермахта. Там существовал супервайзер, немец, который мог отдать любые приказы. Никакие чешские топ-менеджеры не могли их оспорить. Мог ли в таких условиях Ян Антонин Батя что-то сделать? Нет не мог.

Живы ли сегодня традиции Томаша Бати или все это быльем поросло?

Павел Велев: Наша главная задача состоит в том, чтобы его философию сохранить и передать следующим поколениям. Я убежден в том, что принципы ведения бизнеса Бати актуальны и сегодня. Вот доказательство: множество современных бизнесменов проявляют интерес к этой философии. Мы регулярно проводим конференции, издаем книги, публикации и всегда видим, что спрос на все это остается неизменным.

Более того, я могу назвать вам целый ряд фирм, которые конкретно внедряют у себя принципы Бати. Конечно, в современных условиях всю систему новаций Бати воспроизвести невозможно, но отдельные элементы работают, и очень эффективно.