Подведены итоги 40-го ММКФ

Итоги завершившегося Московского кинофестиваля поставят в тупик любого, кто мало-мальски следил за его конкурсной программой. Конкурс ММКФ вообще из года в год становится камнем преткновения - он подвергается резкой критике, в него редко попадают фильмы, про которые хоть кто-нибудь помнит через два-три года. Но в этом году конкурсная программа была действительно пристойной. Здесь был тихий фильм об опыте личной трагедии - "Год Леона" аргентинки Мерседес Лаборде; подчеркнуто неамбициозное, но умное и мастерски сделанное кино. Или "Ночной бог" казахского режиссера Адильхана Ержанова - такой артхаус артхаусович, замороченная бессюжетная аллегория от молодого автора, на которого уже положил глаз Каннский кинофестиваль. Или норвежский военный блокбастер "12-й человек" Харальда Цварта - европейский ответ "Выжившему" Алехандро Иньярриту, который, видимо, ждет хорошая международная судьба.

Награди жюри один из этих фильмов хотя бы "Георгием" за режиссуру или спецпризом жюри - и в этом прослеживалась бы хоть какая-то логика. Но нет - жюри решило иначе, и все призы международного киносмотра достались российским картинам. Если относиться к этому итогу максимально серьезно, то логично признать, что в нашей стране наблюдается просто-таки ренессанс авторского кинематографа - продюсеры со всего мира стоят в очереди, чтобы поработать с российскими режиссерами, а фестивали первого ряда кусают локти, если им вдруг не удается заполучить российский фильм в конкурс. Реалистичная картина?

Не вызывает нареканий, пожалуй, лишь главный приз - "Золотой Георгий" достался картине Эдуарда Новикова "Царь-птица". Тут в решении жюри можно найти хоть какую-то логику. Главная задача фестиваля - первым фиксировать тренды, открывать новые имена, территории и кинематографические волны. Якутское кино вот уже несколько лет бурно развивается - из локальной истории оно уже выросло во всероссийскую. Московский кинофестиваль, наградив "Царь-птицу", застолбил за собой право называться первооткрывателем "новой якутской волны" для зарубежного зрителя. Но вот остальные призы - что это было? Спецприз жюри достался "Ню" Ян Гэ - не столько фильму, сколько видеоблогу милой китайской актрисы, несколько лет назад переехавшей в Москву. Смотреть эту автобиографическую любительщину, мягко говоря, невозможно. Искренность искренностью, но режиссуру, сценарий и монтаж никто не отменял. "Серебряный Георгий" за режиссуру, доставший Александру Котту за мелодраму "Спитак", - тоже какое-то недоразумение. Александр Котт - очень хороший профессионал, способный снять все что угодно на одинаково высоком уровне. Но в наградных списках фестивалей такому традиционному кино делать нечего.

Актерские призы Кирану Чарноку (унылейшая новозеландская драма "Заблудшие") и Джованне Меццоджорно (смехотворный эротический триллер Ферзана Озпетека "Неаполь под пеленой") несколько разбавили патриотический настрой церемонии награждения - а то возникало ощущение, что вручают не "Золотого Георгия", а "Золотого орла".