О "Генеральной репетиции" обозревателю "РГ" рассказала Тереза Иароччи Мавика, директор фонда V-A-C, который стал инициатором проекта.
Сейчас спектакли охотно мимикрируют под экскурсию, и сценическая площадка оборачивается музеем, например, "Музеем инопланетного вторжения". Почему вы решили превратить музей в театральную площадку, предложив зрителям фактически участие в променад-спектакле по мотивам "Чайки"?
Тереза Мавика: Я не буду говорить про то, как меняется мир, а с ним и язык, на котором говорит культура и общество. К междисциплинарным и мультимедийным проектам все уже привыкли. Мы же хотим предложить новый кодекс развития культурной институции. "Генеральная репетиция" - своего рода манифест новой методологии, основанной на принципе коллективной работы. Обычно на выставке есть куратор: он решает, что делать и каким будет проект. А тут у нас была не просто группа кураторов, продюсеров, организаторов образовательных программ, у которых совершенно разные коллекции и разный опыт работы… Они все стали играть на одном поле. Проще говоря, проект создал платформу, на которой люди обязаны говорить друг с другом, обязаны понять потребности друг друга.
Но площадка с похожими задачами уже существует - это театр. Мы предложили создателям Театра Взаимных Действий (это Ксения Перетрухина, Шифра Каждан, Леша Лобанов, Александра Мун) прийти в музей и рассказать свою историю на языке современного театра с произведениями современного искусства.
Они начали с кастинга. Из трех коллекций современного искусства кураторы выбрали больше двухсот работ.
Создали своего рода труппу театра?
Тереза Мавика: Почти. Эта труппа разместилась на третьем этаже здания ММОМА на Петровке. Похоже на открытое хранилище - вполне репрезентативный срез современного искусства в мире за последние сто лет… Но некоторых работ там нет. Этикетки есть, а работ нет. Эти произведения задействованы в пьесе, которая репетируется на втором этаже.
После споров и обсуждений решено было, что это будет пьеса по мотивам "Чайки". Потому что с Чехова и "Чайки" и начинается современный театр в России. Это самая известная русская пьеса в мире за последние сто лет. И это пьеса, в центре которой - размышления о разных путях искусства, о судьбе художника, если угодно, о новаторах и архаистах… Наконец, это пьеса, открытая новым интерпретациям. По мотивам "Чайки" было написано либретто…
Но если произведение участвует в чужой пьесе, то оно уходит из контекста истории искусств?
Тереза Мавика: Нет, оно участвует в диалоге с искусством сегодняшним. Скажем, портрет "Девушки на фоне камина" Модильяни, переходя с третьего на второй этаж, начинает играть новую роль. Вместе с работами Урса Фишера, Алигьеро Боэтти и Ричарда Аведона его работа станет участницей обсуждения, что такое красота, как определяется категория прекрасного и как она меняется…
Архитектурное пространство проекта выстраивали бельгийские художники Конрад Дедоббелер и Крис Кимпе. Их задача была - сделать пространство более изменчивым, текучим, в котором органично бы встречались работы разных эпох и школ.
Какое отношение к сюжету "Чайки" и ее "Генеральной репетиции" имеет проект художника Майкла Нельсона, представленный на первом этаже?
Тереза Мавика: С Майкла Нельсона все и началось. Три года назад в Лондоне Whitechapel Gallery пригласила фонд V-A-C показать свою коллекцию современного искусства. Мы думали, как лучше ее представить и пригласили поработать с ней четырех очень известных британских художников. Предложили им сделать работу, используя произведения из нашего собрания.
Среди этих четырех был Майкл Нельсон, очень известный скульптор, который несколько лет назад представлял Англию на Венецианской биеннале. Он поехал в бывшую мастерскую своего старого друга, тоже скульптора. Привез оттуда… пол. Грубый деревянный пол. Настелил его в зале Whitechapel Gallery. Получился остров. В центре работа польского скульптора Павла Альтхамера "Костер". А что происходит, когда люди сидят у костра? Они рассказывают истории. Майкл Нельсон расположил скульптуры вокруг "Костра" так, словно они рассказывают историю скульптуры: от древних африканских масок V века до н.э. до Джакометти, Луиз Буржуа, Томаса Шютте… Получилось, что каждая работа из собрания рассказывала свою историю и в то же время участвовала в общем диалоге.
Пьеса, в которой скульптуры сыграли новые роли?
Тереза Мавика: Да. Это было настолько красиво, так значимо в нашем современном дурацком мире, где люди перестают говорить друг с другом, что фонд не только приобрел эту работу, но и положил принцип ее создания в основу нового проекта. Диалог между прошлым, настоящим, будущим, рассказанный искусством разных времен, дает возможность очень разным зрителям найти в проекте что-то близкое для себя.
Для нас это очень важная задача. Мы хотим, чтобы ГЭС-2, которую фонд V-A-C превращает в станцию современного искусства, стала пространством для всех. Не только для тех, кто любит современное искусство, или любителей музыки, или синефилов… Мы хотим, чтобы ГЭС-2 было открытой площадкой, привлекательной для всех. Поэтому "Генеральная репетиция" в ММОМА - это и репетиция, проверка точности наших подходов…
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"