27.04.2018 16:16
    Поделиться

    В ММОМА представили "Генеральную репетицию"

    В Московском музее современного искусства - "Генеральная репетиция". Репетируют "Чайку". В этом необычном спектакле, который ставит Театр Взаимных Действий в пространстве музея, актерами стали портрет кисти Модильяни, фотографии Ричарда Аведона и Вольфганга Тильманса, кукла-марионетка, сыгравшая в "Крестовых походах" Ваиль Шавки, часовой видеопроект от любимца Каннского фестиваля режиссера Апичатпонга Вирасетакула, инсталляция Александра Бродского и скульптурный объект Бориса Орлова… И еще около 200 работ из коллекций фондов V-A-C (Москва, Венеция) и КАDIST (Сан-Франциско, Париж) и, разумеется, Московского музея современного искусства. Впрочем, это лишь первый - из трех - акт в проекте, который будет развернут на Петровке, 25 в течение почти пять месяцев - до 16 сентября.

    О "Генеральной репетиции" обозревателю "РГ" рассказала Тереза Иароччи Мавика, директор фонда V-A-C, который стал инициатором проекта.

    Сейчас спектакли охотно мимикрируют под экскурсию, и сценическая площадка оборачивается музеем, например, "Музеем инопланетного вторжения". Почему вы решили превратить музей в театральную площадку, предложив зрителям фактически участие в променад-спектакле по мотивам "Чайки"?

    Тереза Мавика: Я не буду говорить про то, как меняется мир, а с ним и язык, на котором говорит культура и общество. К междисциплинарным и мультимедийным проектам все уже привыкли. Мы же хотим предложить новый кодекс развития культурной институции. "Генеральная репетиция" - своего рода манифест новой методологии, основанной на принципе коллективной работы. Обычно на выставке есть куратор: он решает, что делать и каким будет проект. А тут у нас была не просто группа кураторов, продюсеров, организаторов образовательных программ, у которых совершенно разные коллекции и разный опыт работы… Они все стали играть на одном поле. Проще говоря, проект создал платформу, на которой люди обязаны говорить друг с другом, обязаны понять потребности друг друга.

    Но площадка с похожими задачами уже существует - это театр. Мы предложили создателям Театра Взаимных Действий (это Ксения Перетрухина, Шифра Каждан, Леша Лобанов, Александра Мун) прийти в музей и рассказать свою историю на языке современного театра с произведениями современного искусства.

    Они начали с кастинга. Из трех коллекций современного искусства кураторы выбрали больше двухсот работ.

    Создали своего рода труппу театра?

    Тереза Мавика: Почти. Эта труппа разместилась на третьем этаже здания ММОМА на Петровке. Похоже на открытое хранилище - вполне репрезентативный срез современного искусства в мире за последние сто лет… Но некоторых работ там нет. Этикетки есть, а работ нет. Эти произведения задействованы в пьесе, которая репетируется на втором этаже.

    После споров и обсуждений решено было, что это будет пьеса по мотивам "Чайки". Потому что с Чехова и "Чайки" и начинается современный театр в России. Это самая известная русская пьеса в мире за последние сто лет. И это пьеса, в центре которой - размышления о разных путях искусства, о судьбе художника, если угодно, о новаторах и архаистах… Наконец, это пьеса, открытая новым интерпретациям. По мотивам "Чайки" было написано либретто…

    Но если произведение участвует в чужой пьесе, то оно уходит из контекста истории искусств?

    Тереза Мавика: Нет, оно участвует в диалоге с искусством сегодняшним. Скажем, портрет "Девушки на фоне камина" Модильяни, переходя с третьего на второй этаж, начинает играть новую роль. Вместе с работами Урса Фишера, Алигьеро Боэтти и Ричарда Аведона его работа станет участницей обсуждения, что такое красота, как определяется категория прекрасного и как она меняется…

    Архитектурное пространство проекта выстраивали бельгийские художники Конрад Дедоббелер и Крис Кимпе. Их задача была - сделать пространство более изменчивым, текучим, в котором органично бы встречались работы разных эпох и школ.

    Какое отношение к сюжету "Чайки" и ее "Генеральной репетиции" имеет проект художника Майкла Нельсона, представленный на первом этаже?

    Тереза Мавика: С Майкла Нельсона все и началось. Три года назад в Лондоне Whitechapel Gallery пригласила фонд V-A-C показать свою коллекцию современного искусства. Мы думали, как лучше ее представить и пригласили поработать с ней четырех очень известных британских художников. Предложили им сделать работу, используя произведения из нашего собрания.

    "Чайка" - самая известная русская пьеса в мире за последние сто лет

    Среди этих четырех был Майкл Нельсон, очень известный скульптор, который несколько лет назад представлял Англию на Венецианской биеннале. Он поехал в бывшую мастерскую своего старого друга, тоже скульптора. Привез оттуда… пол. Грубый деревянный пол. Настелил его в зале Whitechapel Gallery. Получился остров. В центре работа польского скульптора Павла Альтхамера "Костер". А что происходит, когда люди сидят у костра? Они рассказывают истории. Майкл Нельсон расположил скульптуры вокруг "Костра" так, словно они рассказывают историю скульптуры: от древних африканских масок V века до н.э. до Джакометти, Луиз Буржуа, Томаса Шютте… Получилось, что каждая работа из собрания рассказывала свою историю и в то же время участвовала в общем диалоге.

    Пьеса, в которой скульптуры сыграли новые роли?

    Тереза Мавика: Да. Это было настолько красиво, так значимо в нашем современном дурацком мире, где люди перестают говорить друг с другом, что фонд не только приобрел эту работу, но и положил принцип ее создания в основу нового проекта. Диалог между прошлым, настоящим, будущим, рассказанный искусством разных времен, дает возможность очень разным зрителям найти в проекте что-то близкое для себя.

    Для нас это очень важная задача. Мы хотим, чтобы ГЭС-2, которую фонд V-A-C превращает в станцию современного искусства, стала пространством для всех. Не только для тех, кто любит современное искусство, или любителей музыки, или синефилов… Мы хотим, чтобы ГЭС-2 было открытой площадкой, привлекательной для всех. Поэтому "Генеральная репетиция" в ММОМА - это и репетиция, проверка точности наших подходов…

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться