Сколько ждать скорую помощь в Москве

Сколько вызовов московская "скорая" принимает каждый день? Сколько минут бригада едет до больного? Как можно поблагодарить врача, который помог в экстренной ситуации? Об этом "РГ" рассказал главный специалист по скорой, неотложной медицинской помощи и медицине катастроф Департамента здравоохранения Москвы Николай Плавунов.

Николай Филиппович, сколько вызовов в сутки принимает московская "скорая"?

Николай Плавунов: В сутки бывает от 10,5 тысячи до 12 тысяч вызовов. Зимой, когда идет увеличение заболеваемости гриппом и ОРВИ, вызывают больше. Летом вызовов становится чуть меньше. Сейчас у нас работает 58 подстанций. Кроме того, действует система постовых бригад. Она создана для того, чтобы минимизировать риски опоздания и максимально быстро приезжать к местам ДТП. На всей территории Москвы - более 100 постов "скорой". Они расположены, как правило, в амбулаториях, на основных магистралях и автомобильных трассах. Например, десять бригад круглосуточно дежурят на МКАД и "привязаны" к постам ДПС.

Сколько минут "скорая" в среднем едет до больного?

Николай Плавунов: Сегодня среднее время прибытия к больному в экстренных случаях - 11,7 минут. Сейчас легче стало ездить и по МКАД и по транспортным магистралям… Хотелось бы еще, чтобы автолюбители внимательнее относились к  машинам "скорой". Но и здесь ситуация стала лучше, чем раньше. Люди, в основном, уступают место машине с маяками скорой медицинской помощи. И мы постоянно об этом говорим: "Проявите милосердие, уступите дорогу машине скорой помощи".

Какие машины работают на вызовах?

Николай Плавунов: Используются три класса автомобилей. Класс А - это фельдшерская бригада, класс Б - бригада врачей общего профиля, класс С - реанимационная или специализированная бригада. Каждая машина скорой помощи имеет 34 вида медицинского оборудования и 97 единиц лекарственных средств и расходных материалов. У специалистов есть все, что необходимо для быстрой диагностики, оказания медицинской помощи, реанимационных мероприятий, эвакуации пациента в стационар.

Какие специализированные бригады есть?

Николай Плавунов: Реанимационные, педиатрические и психиатрические. Плюс - специализированные консультативные бригады, которые могут оказывать помощь, выезжая в больничные учреждения, где нет нужного специалиста. Например, нужен уролог, а его нет в больничном учреждении, - уролог выедет в стационар, проконсультирует. Таких бригад в Московской скорой 18 - кардиологические, неврологические, сосудистые, офтальмологические и другие. Есть еще уникальная бригада - бригада неонатальной реанимации, которая оснащена транспортным кювезом и проводит медицинскую эвакуацию новорожденных из родильных домов на второй этап выхаживания в специализированные центры.

Столичный проект Единого диспетчерского центра скорой и неотложной медицинской помощи получил премию Москвы в области медицины. В чем его "фишка"?

Николай Плавунов: Мы перешли от большого количества различных телефонных номеров к единому федеральному номеру - "103". Обратившийся попадает в Единый диспетчерский центр, который сортирует все вызовы, распределяет их между бригадами скорой и неотложной помощи. Ежедневно в этот Центр звонят до 15 тысяч москвичей. Среднее время ожидания ответа оператора не превышает 5 секунд.

Неоправданных вызовов много?

Николай Плавунов: Нельзя осуждать человека за то, что он обращается за медицинской помощью. Нужно до конца понять, почему человек позвонил. У нас есть определенный алгоритм опроса, который позволяет выявить патологию. Но если, допустим, человек конкретных жалоб не предъявляет, то вызов передается врачу-консультанту. Врач с ним поговорит, выяснит симптомы. У диспетчера, который действует строго по алгоритму, на это времени нет. У врача же есть возможность более подробно выяснить ситуацию и установить необходимость направления той или иной бригады скорой помощи. Нередко все заканчивается медицинской консультацией и рекомендацией обратиться в поликлинику. У нас также есть педиатры-консультанты, отдельный детский пульт, на который идет много звонков с целью консультации. Есть и справочный стол. Допустим, человек спрашивает, где находится травмпункт, - его переключили на справку, дали информацию, человек может сам обратиться в травмпункт. Кроме того, у нас есть выделенный номер для нашего пульта, на который врач-консультант может переключить обратившегося для записи в поликлинику в систему ЕМИАС.

Сколько бригад ежедневно работает?

Николай Плавунов: Ежедневно на линию выходят 1020 бригад скорой медицинской помощи. Всего в московской службе скорой помощи работают более 2 тысяч врачей и более 7,5 тысячи специалистов среднего медицинского персонала (фельдшеры, медицинские сестры и братья). Средний возраст врачей около 45 лет, среднего персонала - около 38 лет. Есть люди, которые могут быть наставниками для молодежи, у которых есть чему поучиться.

Есть ли династии врачей скорой помощи?

Николай Плавунов: На скорой помощи династий много. Это радует, и мы стараемся поощрять медицинские династии. В нашей профессиональной премии имени Александра Сергеевича Пучкова есть соответствующая номинация. У нас, например, есть династия Марголиных, члены этой семьи работают на "скорой" с 50-60-х годов, когда один из их предшественников был заместителем главного врача скорой помощи.

В этом году скорой помощи Москвы исполняется 120 лет. Есть ли у нее особые традиции?

Николай Плавунов: 120 лет назад, в 1898 году, появились две кареты скорой помощи при полицейских участках, но это еще не было городской службой. Зачастую кареты работали за счет благотворительных средств. А служба скорой помощи со своим штатом и организованной системой работы появилась в 1919 году. Первая подстанция располагалась на территории института имени Склифосовского, оттуда 15 октября 1919 года на вызов поехала первая машина новой медицинской службы. Так что в следующем году мы отметим 100-летний юбилей службы скорой помощи.

А особые традиции есть в любой организации. Традиция московской скорой помощи, во-первых, в преемственности поколений. Наша станция носит имя Александра Сергеевича Пучкова, выдающегося человека. Он стоял у истоков не только московской службы скорой медицинской помощи, но и российской. По его разработкам, по его рекомендациям, по его алгоритмам развивалась скорая медицинская помощь в нашей стране. И мы всегда об этом помним. И вот эту преемственность, которая была заложена Александром Сергеевичем, мы стараемся сохранять и развивать. Даже в то время, когда технические возможности были весьма ограниченными - существовал только телефон - Пучков сконструировал диспетчерский пульт, который реагировал на звонок. Была система, позволяющая за счет электрических схем передать вызов бригаде скорой медицинской помощи и проконтролировать выезд. И очень интересно, что, когда машина выезжала на вызов, привратник на воротах нажимал на кнопку, а диспетчер, который сидел в здании, регистрировал, что бригада выехала на вызов. Сегодня все автоматизировано, есть интернет, оптоволоконные каналы связи, мы теперь уже можем видеть на экране мониторов, как перемещается бригада, когда она прибыла и когда закончила вызов. Разрыв во времени и технологиях большой, но алгоритм работы и традиции, заложенные Пучковым, мы сохраняем.

Наш главный принцип - максимально быстро доставить врача к пациенту и максимально быстро оказать помощь. Конечно, как и раньше, особый приоритет - состояния, угрожающие жизни человека, а также беременные и дети. Кстати, именно скорая помощь в свое время явилась инициатором организации службы безопасности дорожного движения. Эта служба появилась в Москве в 1928 году, а первый отчет, посвященный ДТП и транспортному травматизму, сделала именно скорая помощь. И на основании этого доклада было принято решение создать специализированную службу безопасности дорожного движения. Первые годы она пользовалась статистикой московской скорой помощи. И в этом тоже была заслуга Александра Сергеевича Пучкова.

Как можно поблагодарить врачей, которые приехали на вызов и помогли?

Николай Плавунов: Во-первых, написать отзыв можно на сайте скорой помощи, мы обязательно все обращения рассматриваем, отвечаем на них. Можно отправить письмо по почте по адресу: Москва, 1-й Коптельский переулок, д. 3, стр. 1. В отзыве нужно указать номер бригады, которая помогала вам. Также можно отправить сообщение через сайт Департамента здравоохранения города Москвы. Каждая благодарность, внимание к делу скорой помощи - это всегда большой стимул для каждого нашего сотрудника. Потому заранее благодарю всех за добрые слова о нашей работе.