В ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" прописаны три формы контроля за качеством и безопасностью медицинской помощи - государственный, ведомственный, внутренний. Первый осуществляет преимущественно профильная надзорная федеральная служба. Второй возложен на органы госвласти субъектов РФ. Третий - непосредственно на организации здравоохранения, причем регламент устанавливают их руководители.
Ведение внутреннего контроля обязательно, это непременное условие для получения лицензии. "Вместе с тем общие требования к нему законодательно не определены", - обратил внимание коллег на пробел Сергей Корепанов. И подчеркнул: результативность медицинской помощи будет значительно выше при утверждении общих единых требований на всей территории страны.
Пока таковых нет, в Тюменской области разработали соответствующие рекомендации организациям государственной и муниципальной сфер здравоохранения. Помимо того, в прошлом году они приступили к внедрению системы управления качеством медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях - с учетом рекомендаций ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы".
- Регион вошел в группу субъектов Федерации, в пилотном режиме внедряющих систему менеджмента качества медицинской помощи. Для Тюменской области характерно широкое применение информационных технологий, - сообщил председатель облдумы.
Суть новаций он показал на примере электронного отслеживания доступности записи вне медучреждения на прием к участковым врачам, узким специалистам, а также продолжительности времени, проводимом пациентами в ожидании приема в стенах поликлиник. Информацию онлайн-мониторинга анализируют администрации медучреждений, отраслевые органы управления. Они учитывают негативные моменты, выявляют и тиражируют лучшие практики как среди сходных по профилю организаций, так и внутри каждой.
- Тюменские медики предлагают сформулировать условия периодического пересмотра стандартов медицинской помощи и порядка ее оказания с целью исключения или замены снятых с производства лекарственных препаратов, медицинских изделий или медицинских услуг, признанных недостаточно эффективными. Нуждаются в уточнении отдельные формулировки закона об основах охраны здоровья граждан. Так, нет четкой трактовки следующих понятий: "своевременность оказания медицинской помощи", "правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации", "степень достижения запланированного результата". Требует определения и понятие "клинические рекомендации (протоколы лечения)", непосредственно связанное с экспертизой качества медицинской помощи, - сказал Сергей Корепанов.
Большинство предложений, направленных в Совет законодателей от Тюменской области, не просто услышаны, но и нашли отражение в проекте решения по этому вопросу, учтены в итоговом документе, с удовлетворением констатирует спикер. И обращает внимание на важную деталь: на последнем заседании Тюменской облдумы депутаты внесли поправки в закон "Об общественной палате", позволяющие ей подключиться к контролю качества оказания медицинской помощи.
Добавим, что глава тюменского парламента участвовал в работе двух комиссий Совета законодателей. Это комиссия по вопросам интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему РФ и комиссия по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению. На последней говорили, в частности, о правоприменительной практике в сфере реализации приоритетного проекта формирования комфортной городской среды - с учетом результатов выполнения поручения президента РФ, данного им в прошлом году. По мнению Сергея Корепанова, и Тюменская область, и автономные округа на фоне многих других регионов выглядят выигрышно. Чего стоят только набережная реки Туры, комплексное благоустройство Гилевской рощи и площади 400-летия Тюмени в административном центре региона.