Бизнесмен Сергей Ухлин два раза уходил из Facebook и два раза "срывался".
- Мессенджер доставал, - объясняет он. - Все в моем окружении по нему держат связь, а я, получалось, как "лох".
Теперь Ухлин как скала: закрыл личную страницу на Facebook, оставил только для фирмы корпоративную страницу "ВКонтакте".
- Надоело жить жизнью других людей, - объясняет он. - Давно заметил: мониторинг сетей и новостных лент отнимает несколько часов в день. Вроде взрослый мужик, а живу жизнью других людей - читаю их мысли, чаще - недомыслия, смотрю их фотографии, как правило, "отшопленную" показуху. И сам не замечаю, как оказываюсь на ресурсе, о котором понятия не имел до этой секунды.
Так Ухлин понял, что "все достало". Он вслед за ликвидацией странички в Facebook удалил все приложения - "ВКонтакте", Facebook, Instagram, Twitter и в "Одноклассниках". Предупредил партнеров по бизнесу, а это люди в 12 городах по всей стране: "Звоните или пишите СМС". Когда выяснилось, что многие не любят СМС, они предложили: "Будем звонить".
Сначала Ухлин планировал держаться "хотя бы месяц", но в офлайне он живет уже больше полугода.
- Бывают всякие накладки, - делится он. - Недавно "все" обсуждали фото "космического гола" Роналду. Ну глянул я эту фотку. И что? Я матч посмотрел, хоть и в записи, но это поживее будет, чем фоточка с кучей слюнявых вздохов фанатов. И пусть мне нечего сказать на "тусовке" форумчан, зато у меня появилось время для себя.
Таких как Ухлин, признают социологи фонда "Общественное мнение", становится все больше. Для них даже специальные термины придуманы - "информационные отшельники" или "секта свидетелей "Нокии 3310". Особо отравившихся сетями социологи занесли в реестр пациентов "цифрового детокса". Для всех этих групп, активно и часто бесконтрольно переместивших почти все виды коммуникации в онлайн-режим, идея "информационных каникул" или "отпуска" онлайн становится все более притягательной и популярной.
По данным Фонда "Общественное мнение", почти 43 процента интернет-пользователей за последний год сознательно отключали доступ к Сети на день или более. Правда, до 83 процентов из них при этом чувствовали "тревогу" или "комплекс неполноценности". И лишь 7 процентов - "радость" и "расслабление".
Хотя большинство - 77 процентов опрошенных признают, что им нужен обязательный отдых от социальных сетей и всех видов высокотехнологичной коммуникации.
- Отказ от онлайн-коммуникации - это нормальная реакция организма на интенсивные нагрузки и темп, который взят информационным обществом в его стремлении стать "своим" для высоких технологий, - считает координатор Центра безопасного Интернета Урван Парфентьев. - Норма в том, что за массовым приливом людей в новое коммуникационное пространство следует период усталости и оттока в офлайн. Я считаю, что у этой тенденции есть и будет несколько проявлений. Главная тенденция - выбор своего или оптимального канала связи. И тут все средства хороши, начиная от запроса на моноканальность информационного потока и заканчивая полным отшельничеством.
Как считает Парфентьев, уход из Сети, - признак выздоровления общества, которое в последние годы страдало интернет-зависимостью. Его мнение совпадает с оценками социологов. По данным ФОМ, 8,5 процентов россиян заражены "цифровым детоксом" или интернет-зависимостью. Ее симптомы, или абстинентный синдром - рост тревожности и даже панических атак (в острой стадии) при отсутствии доступа в Интернет. Два следующих симптома менее заметны, но более опасны. Первый - для роста эмоционального эффекта от "свидания" с сетью пользователю требуется проводить в Интернете все больше времени. Второй симптом - компульсивность, или зависимость, которую потребитель или не признает, или не может преодолеть, хотя понимает, что устал от передозировки информации.
- Проблема в том, что активные пользователи социальных сетей до упора задействуют кратковременную память и оставляют без дела долгосрочную, - считает директор проектов Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова. - Именно поэтому сетевая информация, как пыль - быстро улетучивается. Полученные сведения нужно повторять, осмысливать, а этого не происходит. Люди застревают на потоке зрелищных картинок и заманчивых образов, которые меняются нон-стоп. Выход простой - выход из сети и возвращение офлайн. Правда, из сети люди уходят, чтобы вернуться, научившись выбирать нужный контент. И избегать социального позерства и саморекламы - родовых пятен сетей эпохи роста.
Вот и получается, что от себя не убежишь. И, как убеждены эксперты, опрошенные "РГ", интернет-аудитория продолжит расширяться, но уже заметно медленнее, чем в начале нулевых годов. Рост сетей продолжится в сочетании с digital detox - информационной диетой. Она, как умеренное голодание после праздничного застолья, нужна современному человеку не меньше, чем физическая активность и здоровое питание.