Социологи ВЦИОМ смогли не только определить мотивацию таких людей, но и очертить их социальный и психологический портрет. Участников опроса они разделили на пять групп с разными уровнями самоощущения счастья. Низкий - 1-2 балла, ниже среднего - 3-4, средний - 5-6, выше среднего 7-8, высокий - 9-10 баллов. Более трети опрошенных (35 процентов) оценили свой уровень счастья как высокий, 52 процента считают, что они "в целом" счастливы (уровень выше среднего). Далее по убывающей: 7 процентов - средний уровень счастья, 4 процента - ниже среднего, 2 процента - низкий. Самое неожиданное в исследовании - все категории опрошенных за последний год делали добро незнакомым. Просто те, у кого низкий, ниже среднего и средний уровень счастья, чаще не занимаются благотворительностью (68 процентов), чем занимаются (32 процента). Те из них, кто решается на помощь, как правило, помогают не финансово или вещами, а оказывают бытовую помощь (13 процентов из 32), физическую (13 процентов ) или иную (8 процентов). Как выяснили социологи, причина выборочного волонтерства - низкий доход или "все средства уходят на семью". А вот среди тех, у кого уровень счастья высокий или выше среднего, соотношение щедрых и жмотов ... примерно равное. Так, в группе самых счастливых 57 процентов делятся с обездоленными, 41 процент - нет. В группе с индексом счастья выше среднего примерно такая же картина: 56 процентов жертвуют на благотворительность, 43 процента - нет. Эти две группы стараются избегать личных контактов с теми, кому помогают. Объяснения - "Нет времени" и "Работа". Единственное исключение - все группы опрошенных принимают участие в субботниках и облагораживании придомовых территорий. Вот и выходит, что социальный портрет благотворителя не зависит от его уровня доходов, а психологический - от отношения к людям. Просто у тех, кто счастливее, выше инстинкт благодарности и милосердие. Но и среди счастливчиков почти такой же процент жмотов, как и среди тех, кто себя счастливым не ощущает. Может, потому, что достаток без любви делает человека жадным.