Фарфоровую гимнастку на полке бабушкиного серванта я помню с детства. Пару ей составляла крепконогая пловчиха. Но эти фарфоровые спортсменки появились в советских квартирах в 1950-1960 годы. А первой стала создавать фарфоровых советских физкультурников Наталья Данько, художница Ломоносовского фарфорового завода. Еще в середине 1920-х она создала первые широко тиражировавшиеся фигурки "Футболист" и "Баскетболистка". Вместе с ними в дома трудящихся масс должны были прийти представления о новой культуре быта, здоровом образе жизни, герое, который в свободную минуту идет не в кабак, а на стадион и в библиотеку.
В экспозиции есть не только массовая продукция фарфоровых заводов, но и уникальные произведения. Например, "Ласточка" Александра Самохвалова - это инсталляция, предполагающая, что фигурка гимнастки будет парить в воздухе, подвешенная за специальный крючок. Для 1930 года, когда она была создана, весьма необычное решение.
Александр Дейнека говорил, что как тема спорт неисчерпаем: он демократичен и популярен, он вмещает в себя "оттенки ощущения", он лиричен, мажорен и оптимистичен, в нем много героического. Кстати, на выставке фарфоровую скульптуру отлично поддерживают графические листы того же Дейнеки, Александра Самохвалова и даже Кукрыниксов. Например, прыжок вратаря за мячом на рисунке Кукрыниксов "Высокий класс" (1934 год) напоминает... полет. Во всяком случае, по мнению авторов, запечатлеть такой взлет можно только с крыла самолета.
"Фарфоровый спорт" - прямой наследник прославленного агитационного фарфора. Кстати, Наталья Данько - автор шахмат "Красные и белые", метафорически представивших противостояние Гражданской войны как шахматную партию. Изменились времена, и место красноармейцев заняли герои спорта. Правда, Великая Отечественная на целое десятилетие отодвинула эту тему на задний план. Но в 1950-1960 гг. интерес к ней вспыхнул с новой силой. Но в оттепельные времена в центре внимания оказалась спортивная смена - дети.
Великолепна по выразительности группа "Гол!" Вячеслава Шестопалова, увековечившая сбитых в единый ком прославленных хоккеистов 1972-73 годов. Завораживают изящной пластикой гимнастки Людмилы Волковой, выполненные в технике бисквита. А "Метатель копья", "Игрок в городки" и "Борцы" Манизера просто просятся, чтобы их увековечили в бронзе. Примечательно, что многие фигурки названы именами собственными: здесь можно увидеть фарфоровых Владислава Третьяка и Ирину Роднину, целый пьедестал почета с Юрием Власовым, Леонидом Жаботинским и Станиславом Батищевым, гимнастку Людмилу Турищеву...
Юмора этой необычной экспозиции добавляет... анимация. На большом экране в одном из залов можно увидеть русские пейзажи, сцены на катке или велотреке, среди персонажей которых вдруг появляются, увеличиваясь в размере, наши фарфоровые герои. Появляются, чтобы застыть потом в образах, увековеченных художниками.