02.05.2018 17:13
    Поделиться

    В екатеринбургском музее показали африканских жирафов

    Африканские звери поселились в центре Екатеринбурга
    В Музее природы открылась выставка, уникальная и в то же время следующая традициям. Ее гвоздь - 30 редких африканских животных из таксидермической коллекции, собранной страстным поклонником Хэмингуэя екатеринбуржцем Алексеем Фисенко. У большинства уральцев ничтожно мало шансов увидеть этих зверей живьем.

    - Какой жираф большой! - удивляются первые гости. - А на картинках он совсем другого цвета.

    Окрас, объясняют специалисты, зависит от возраста животного: к старости длинношеее темнеет. Жирафы стали чемпионами по количеству селфи на выставке.

    - Смотри, здорово получилось, будто он из-за плеча выглядывает, - радуется одна из посетительниц.

    С небольшим отрывом за селфи-лидерами следует еще один африканский житель впечатляющих размеров - буйвол, набирающий до тонны веса. Пользуются популярностью голубой гну с вечно удивленным выражением морды и ухмыляющийся бородавочник. Собрать столь экзотичную коллекцию музею не по силам, честно признались сотрудники. Тем большего уважения заслуживает энтузиазм одного человека, который не просто любит путешествовать по Африке, но и безвозмездно делится находками.

    Собрать столь экзотичную коллекцию музею не по силам, честно признались сотрудники

    Экспозиция посвящена юбилею сразу двух великих естествоиспытателей - Линнея и Бюффона: они "разложили по полочкам" фауну - классифицировали животный мир. В знак уважения музей выставил раритеты из своего фонда редкой книги - первые издания ученых. Причем собрание сочинений Бюффона на французском языке поступило из основанного заводчиками Демидовыми Выйского училища. Библиотека этого учебного заведения - до сих пор предмет восхищения и изучения, очевидно, училище давало прекрасное образование.

    Тему разнообразия фауны на выставке продолжают картины Франца Шиллингера (выдающийся натуралист Шиллингер умер от пеллагры на Урале - в сосьвинском лагере в 1943-м). До революции он держал мастерскую в Нижнем Новгороде и создавал удивительные рельефные картины, сочетая мастерство живописца и таксидермиста. Четырнадцатью рельефами, выполненными в 1908-1910 годах, заслуженно гордится Музей природы.

    Еще один уникальный экспонат - чучело нильского крокодила Коли, возможно, чемпиона-долгожителя. Документально зафиксированы только последние 60 лет его жизни в зоопарке Свердловска-Екатеринбурга. По устным свидетельствам, он прибыл на Урал с передвижным зоопарком в 1913-м в довольно зрелом возрасте и был два метра в длину. К моменту кончины в 1995-м Коля вырос до 3,15 метра. Благодаря блестящей работе таксидермиста Александра Калужникова с Колей, ставшим любимцем советской детворы, и сегодня могут познакомиться юные уральцы.

    Досье "РГ"

    Музей природы "вырос" из дореволюционного музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), который "мог бы дать ясное понятие о явлениях в нашем крае", как заявлялось в учредительных документах. Собрание УОЛЕ началось с пожертвованной заспиртованной змеи и нескольких книжек. Одной из первых стала зоологическая коллекция. Для ее составления в 1871-м общество получило позволение министерства внутренних дел стрелять в не разрешенное для охоты время. Благодаря прекрасному препаратору Августу Гаккелю и сегодня посетители музея имеют возможность любоваться, например, композицией "Лоси в верховьях реки Сысерти" - биогруппой, завоевавшей Большую золотую медаль Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года. Коллекцию пополняли многие энтузиасты. В частности, последний (до революции) владелец Сысертских заводов Дмитрий Соломирский подарил 49 чучел турухтанов. Как пишут, его доклад о разнообразии оперения этих птиц имел большой успех.

    - О нашем музее говорят: музей академического уровня. Несколько поколений выросло на его прекрасных экспонатах, - отметил на открытии выставки заместитель начальника департамента Росприроднадзора по УрФО Вячеслав Онипченко. - Он выполняет важнейшую просветительскую миссию. Сохранить уникальные богатства Урала невозможно без воспитания экологической культуры, развития экологического образования и просвещения.

    Поделиться