В общем, все то же самое - но молодой режиссер... Тогда бы что началось?
Начались бы тогда "ахи" и восторги! Ах, как играет шута Сергей Степанченко! Ах, как здорово показывает изменения своего героя Дмитрий Певцов! Ах, как тонко Александра Захарова раскрывает изменения женской души! Ах, какой органичный и смешной Иван Агапов! Ах, как здорово решено пространство замечательным художником Алексеем Кондратьевым! Неожиданный взгляд на Шекспира, смешение комического с трагическим... Сколько юмора и боли... Давно мы не видели такой мощной режиссуры, такого количество придумок, такой активной жизни персонажей...
Все это - совершеннейшая правда, на мой взгляд. Но о ней бы радостно писали, если бы постановку осуществил молодой, желающий стать (или уже ставший) модным режиссер. Однако спектакль "Фальстаф и принц Уэльский" на сцене родного Ленкома поставлен Марком Захаровым. Захаров - режиссер не модный, а великий. Почувствуйте разницу. К тому же (по паспорту) немолодой. И вот уже в анонсах и в рецензиях на спектакль не забывают вспомнить возраст постановщика. Мол, дожил до преклонных лет, давай доказывай, что еще есть силы, что еще умеешь... В нашей стране возраст - это вина: если ты молод или если ты стар, изволь доказывать, что возраст тебе не помеха.
И вот уже "знатоки" смотрят на премьеру Захарова с некоторым прищуром: мол, как там мастер - может еще? Одна кинокритик пишет: Марк Захаров, который, в общем, все в своей жизни сделал... С ума, что ли, сошли, - думаю, если у художника есть силы и идеи, разве можно его останавливать? В одном еженедельнике поругивают спектакль, сообщая, что его режиссер Игорь Фокин. Да, Игорь Фокин - актер и режиссер Ленкома, многолетний помощник Марка Захарова, но спектакль поставил мэтр, об этом прямо в программке написано, кому не лень прочесть.
Марк Анатольевич Захаров - человек, переживший такое, не дай Бог кому. Он похоронил очень близких людей, в том числе ведущих актеров театра. Сам тяжело болел. Однако держит эту махину, Ленком, который остается одним из самых популярных театров.
И вот этот мастер ставит очень веселый и одновременно очень грустный спектакль. Яркий, зрелищный, с замечательными актерскими работами. Казалось бы, давайте порадуемся, восхитимся, воздадим дань! Куда там!
С легким прищуром глядя на сцену, критики Захарова выискивают недостатки. Они есть? Если уж Господь создал человека не до конца совершенным, то уж что о режиссере говорить? Но не в них суть.
На самом деле, Захаров всегда не просто ставит - разгадывает пьесы. То есть не просто выносит их на сцену, а ищет некую тайну. Тоже - и здесь. Шекспир все-таки.
Интересует ли Захарова проблема того, почему власть столь решающим образом, и чаще всего негативно, сказывается на человеке? Безусловно. Будет ли он ставить спектакль только ради того, чтобы на эту тему порассуждать? Нет, разумеется.
Мне показалось, что Захарова волнует шекспировский тип человека. Шекспировский человек - это тот, в ком масса всего намешено. Шекспировский человек - это не тот, о ком можно сказать: он такой-то. Нет! Он всякий. Разный. Чаще всего противоречивый. И ужасно интересно поглядеть, почему в тех или иных обстоятельствах становятся востребованы те или иные его качества.
Степанченко, Певцов, Захарова... Да почти все участники этого спектакля поразительно играют людей объемных, очень разных в разных ситуациях. Живых. За ними интересно наблюдать, интересно следить за их метаморфозами. Современным же критикам проще видеть в Шекспире драматурга, который был ужасно озабочен проблемами современной России и вот прям про них и писал.
Захаров практически кричит: "Да нет же, ребята! Любой классик актуален, но не в этом сила его. Его сила в характерах, познавая которые, любопытный и вдумчивый зритель задумается о себе".
Мы привыкли к тому, что Марк Захаров умеет на театре делать зрелища. Шагая в Ленком, мы знаем, что увидим что-то яркое. И мы уже не удивляемся этому - вообще к качеству, хоть в театре, хоть в жизни - быстро привыкаешь. Но качество остается качеством всегда.
Принц Уэльский на своем троне взмывает вверх, практически под потолок, и оттуда, сверху, смотрит на людей, и оттуда, сверху, разговаривает... И люди оттуда кажутся ему маленькими, а сам себе он представляется огромным...
Какова метафора! Какой образ! Как сделано!
Но режиссер приучил нас к "обыкновенному чуду" на театре. И мы говорим: да, неплохо, красиво, но... И мы всегда найдем множество слов после "но"...
А знаете, что я вам скажу? У льва нет часов. И даже у таракана их нет. Природа не знает возраста. Помните, в знаменитой сказке Киплинга: Акела промахнулся? Промахнулся - состарился, а нет - значит, молод.
Марк Анатольевич Захаров не промахивается. И не зря буквально на днях президент присвоил ему высшее звание - Герой Труда.
Но иногда кажется, что чем больше художника любит государство, тем с большим прищуром смотрят на него коллеги и критики.
А зрителям необходимо его искусство. На спектакль "Фальстаф и принц Уэльский" все билеты проданы. Зрители идут в Ленком за чудом. И получают его. И, значит, театр жив. И, значит, его худрук молод. Остальное - детали.