Белорусские предприниматели могут остаться без российских госзакупок
С 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в российское законодательство о госзакупках, которые были приняты в декабре прошлого года. По мнению участников рынка, некоторые положения новых законов создают серьезные барьеры для участия белорусских компаний в электронных торгах по обеспечению государственных и муниципальных нужд, а также закупках компаний с государственным участием и естественных монополий на российских электронных площадках.
 Фото: Постоянный комитет Союзного государства Олег Леснов: Работа на площадке Постоянного Комитета по теме госзакупок будет продолжена.  Фото: Постоянный комитет Союзного государства
Олег Леснов: Работа на площадке Постоянного Комитета по теме госзакупок будет продолжена. Фото: Постоянный комитет Союзного государства

Национальный центр маркетинга и конъюнктурных цен Республики Беларусь совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России, проанализировав новшества, представили в Постоянный Комитет Союзного государства информацию о проблемах, которые могут возникнуть у белорусских компаний в закупках на российских электронных площадках. В чем заключаются риски для белорусских предпринимателей, мы попросили рассказать заместителя начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Олега Леснова.

Олег Владимирович, в сентябре прошлого года мы с вами говорили о возможных рисках в случае принятия Госдумой РФ поправок в законодательство о закупках. Поправки были приняты без изменений. Риски остались?

Олег Леснов: В конце декабря Госдумой России были приняты Федеральные законы N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поправки, которые обязывали участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, остались без изменений. Они вступают в силу с 1 июля 2018 года. Именно они, по мнению экспертов, ставят под угрозу участие иностранных юридических и физических лиц, в том числе и из Беларуси, в электронных торгах по обеспечению государственных и муниципальных нужд, а также в закупках компаний с государственным участием и естественных монополий на российских электронных площадках.

Постоянный Комитет, проанализировав ситуацию, считает, что опасения белорусских и российских экспертов имеют место быть и риски действительно могут возникнуть.

В чем конкретно заключается проблема?

Олег Леснов: Сегодня для того, чтобы принять участие в электронных торгах, необходимо и достаточно иметь усиленные неквалифицированные электронные подписи. Выдаются они удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона N63-ФЗ "Об электронной подписи".

При российских операторах электронных площадок аккредитованы несколько белорусских удостоверяющих центров, которые и выдают белорусским компаниям соответствующие электронные подписи. То есть работает механизм, который позволяет белорусским предпринимателям получить доступ к российским электронным площадкам. Новые поправки закрепляют в нормативной правовой базе обязанности участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Здесь и возникает проблема. Белорусские аккредитованные центры не смогут выдавать подобную электронную подпись.

С 1 июля вступают в силу поправки в российское законодательство о госзакупках, которые могут создать риски для белорусских компаний

В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа по признанию электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства - члена ЕАЭС, другим государством-членом. Но до конца она еще не завершена.

А кто должен разработать соответствующий механизм, пока вопрос не решен в рамках ЕАЭС?

Олег Леснов: Мы считаем, что проработать механизм необходимо на уровне профильных ведомств России и Беларуси. На площадке Постоянного Комитета уже было проведено совещание с представителями Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ФАС России, Минэкономразвития России, АО "Аналитический центр", Ассоциации электронных торговых площадок, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси и Ассоциации белорусских торговых площадок. Кроме того, подготовленная Национальным центром маркетинга и конъюнктурных цен Республики Беларусь совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России информация о проблемах, которые могут возникнуть у белорусских компаний в закупках на российских электронных площадках, была отправлена нами в Министерство финансов РФ, которое сейчас является официальным органом, отвечающим за государственные закупки в России, чтобы получить разъяснения по конкретному алгоритму действий.

Работа на площадке Посткома будет продолжена.