Россияне, которые не являются официальными безработными, пенсионерами, инвалидами, но при этом не имеют постоянного места работы, должны самостоятельно отчислять за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и ОМС. С такой идеей выступил депутат Государственной Думы Сергей Вострецов.
Он подготовил законопроект "О внесении изменений в главу 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000" (находится в распоряжении "Российской газеты"), по которому предлагает установить следующие отчисления для неработающих дееспособных граждан. В Пенсионный фонд для формирования будущей пенсии неработающие, как предлагает депутат, будут отчислять 22 процента от минимального размера оплаты труда. В Фонд соцстраха - 2,9 процента, а в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента от МРОТ. Технически, по мнению парламентария, это можно сделать следующим образом: люди самостоятельно ежемесячно через банковские переводы станут вносить средства на свои индивидуальные счета в ПФР, Фондах соцстраха и медстраха.
"Заставить людей работать никто не может, - поясняет свою позицию Сергей Вострецов. - Но почему работающие должны оплачивать бесплатное медицинское обслуживание и пенсию миллионам вполне дееспособных людей, которые предпочитают не работать и не платить налоги". По данным Росстата, численность официально работающих граждан в России составляет почти 72 миллиона человек или 65,2 процента от трудоспособного населения.
При этом, по статистике, 18 миллионов человек трудоспособного возраста не имеют официальной работы без каких-либо на то причин, то есть находятся в "серой зоне". Такая ситуация, по мнению Сергея Вострецова, не соответствует принципу социальной справедливости и порождает иждивенчество.
"Полагаю, что принятие законопроекта позволит "вывести из тени" зарплаты значительной части населения, работающего по "серым схемам", привлечь в бюджет дополнительные средства и компенсировать затраты государства на социальное обслуживание неработающей части трудоспособного населения, - подчеркивает депутат. - Полученные средства лучше направить на повышение пенсий".
"С точки зрения социальной справедливости, идея вполне рациональная, - считает замдиректора института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. - Государство все равно рано или поздно начнет переходить на адресные пособия. И если человек принципиально не работает или не хочет афишировать свой доход, тогда логично, что он сам за себя делает отчисления. Но если он вынужденный безработный или никак не может трудоустроиться, или проходит переподготовку, если, например, место, где он раньше трудился, заняли роботы, тогда он платить ничего не должен. Важно, чтобы государство очень точно отслеживало момент, когда человек находится в поиске нового места работы".
На что доктор экономических наук Сергей Смирнов замечает: "Пока нет инструментов, как отследить, работает ли человек, который обращается за медпомощью. Но даже если они и появятся, Конституционный суд может наложить запрет на любые ограничения по доступу населения к бесплатному медицинскому обслуживанию. По Конституции медицина в России - бесплатная".