Росстандарт начал наступление на нелегальный рынок ретроавтомобилей

Росстандарт начал наводить порядок в одном из самых труднодоступных в России бизнес-сообществ - на рынке старинных автомобилей. Сегодня оборот этого рынка установить невозможно, но стоимость одной сделки может составлять десятки миллионов рублей.

Чем старше, тем дороже

Новые ГОСТы определят критерии подлинности ретроавтомобилей. Это означает появление аккредитованных органами государственной власти экспертных компаний, которые на основании будущего ГОСТа смогут выдавать официальные документы о реальном возрасте каждой ретромашины. Это самый пикантный момент в данном секторе бизнеса - ведь отличить настоящую ретромашину от новодела может далеко не каждый.

Коллекционеры считают ретроавтомобилями те, которые выпущены до 1960 года, а еще лучше - до 1945-го. Очевидно, что таких машин - с полностью "родной" комплектацией - почти не осталось. Но стоит посмотреть многочисленные объявления - и создается другое впечатление.

Известный петербургский коллекционер Сергей Чекалев-Демидовский показал автору этих строк автомобиль ГАЗ-6. По его словам, это единственный в России сохранившийся экземпляр: ГАЗ-6 выпускался очень маленьким тиражом в 30-е годы.

- Несколько таких машин сохранилось за границей, а вообще найти сегодня настоящий ГАЗ-6 - фантастика, - утверждает коллекционер, - это реально редкая вещь.

У него есть документ об официальной оценке этой машины - 40 000 рублей по цене металлолома. О реальной рыночной цене раритета С. Чекалев-Демидовский говорить отказывается, но другой коллекционер, настоявший на сохранении анонимности, полагает, что после реставрации ГАЗ-6 может стоить десятки миллионов рублей.

По словам владельца известного в России профильного интернет-портала Autobuy.ru Игоря Федорова, самым большим спросом на виртуальных торговых площадках пользуются "Волга" ГАЗ-21, "Победа" ГАЗ-20 и всевозможные "Москвичи". Самые дорогие экземпляры - правительственные лимузины ЗИМ и ЗИС - они выпускались небольшими партиями, а потому и сохранились в ограниченном количестве. Их цены могли доходить до 15-20 миллионов рублей. Самый же ценный старинный автомобиль - полностью аутентичный, имеющий собственную достоверную историю. В принципе, это может быть и старая "Волга" - если она принадлежала, например, Юрию Гагарину.

Прошел техосмотр - забракован навсегда!

Первое, с чем ассоциируется любая автомобильная проблема - взаимоотношения с ГИБДД. Специалист по связям с общественностью УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мария Коновалова на вопрос корреспондента "Российской газеты" отреагировала лаконично:

- Порядок регистрации транспортных средств регламентирован приказом МВД РФ №605, и там нет ни слова о делении на обычные машины и ретро.

Несколько лет назад снявший погоны бывший государственный инспектор одного из питерских МРЭО Игорь Семенов может позволить себе большую раскованность:

- Я мог отказать гражданину в регистрации машины лишь в одном из трех случаев: недостоверные документы, несоответствие маркировки автомобиля представленным документам и сомнения в самой маркировке на шасси и двигателе. Конечно, для машины, на которой мог ездить Владимир Ильич Ленин, это слабое место - агрегатные номера наверняка подверглись коррозии, их, скорее всего, потом как-то восстанавливали, соответственно, поводы для сомнений у госинспектора тут объективны, - вспоминает он. - Но ничто не мешает гражданину обратиться в суд, который после исследования доказательств может заставить ГИБДД зарегистрировать такое авто.

При регистрации ретроавтомобиля в ГИБДД необходим полис ОСАГО, который, в свою очередь, выдается только при наличии диагностической карты. Вот тут-то и начинается интересное: никакой ретроавтомобиль не удовлетворяет техническим и экологическим требованиям, на основании которых выдается диагностическая карта.

Сегодня каждый автовладелец знает: он приходит в страховую компанию, платит за полис ОСАГО и диагностическую карту, которую ему выдают так, будто он на самом деле прошел техосмотр. Такая система порочна, но удобна всем, только есть нюанс - аккредитованные операторы технического осмотра при любой проверке могут сказать: да, мы эту машину осматривали, и на момент осмотра ее характеристики полностью соответствовали требованиям - попробуй, докажи обратное!

Они могут сказать это в любом случае, кроме одного - когда речь идет о ретроавтомобиле, в принципе современным техническим требованиям не соответствующего.

Сегодня ни один ретроавтомобиль по-настоящему пройти техосмотр не может. Прошедший официальный техосмотр раритет в глазах коллекционеров забракован навсегда - это новодел. Но после появления новых ГОСТов ситуация, скорее всего, изменится.

Либо в каждом регионе появится специализированная станция технического осмотра, либо у действующих станций появится новый стандарт требований в отношении старинных авто.

В обоих случаях владельцам раритетов придется платить за диагностические карты отдельный сбор.

Правда, как отметили в пресс-службе Росстандарта, ко всем вопросам, касающимся будущих дополнительных платежей с владельцев старинных машин, относятся крайне осторожно, даже отстраненно:

- В силу Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" сами по себе ГОСТы носят добровольный характер. Предлагая нормативное закрепление в ГОСТах вопросов, касающихся классических автомобилей, Росстандарт исходит из того, что органы исполнительной власти смогут определить дальнейшее их применение для правового регулирования вопросов в сферах их компетенции через ссылки на ГОСТы, - заявили "Российской газете" в пресс-службе Росстандарта.

Заплатят все?

Будущая экспертиза старинных машин - это то самое главное, чего следует ждать от введения новых ГОСТов. Фактически в России появится новый сектор бизнеса, ориентированный на богачей с причудами, и отвертеться от него будет практически невозможно - результатом оценки станет документ государственного образца об аутентичности авто, а ГИБДД будет вешать на такие машины специальные номера!

После появления новых ГОСТов появятся аккредитованные государством экспертные учреждения, которые фактически станут регуляторами этого сектора бизнеса. Дипломатичная пресс-служба Росстандарта уточняет, что "самым острым вопросом сегодня является проблема оценки "оригинальности".

- Так что заключение будущей экспертной организации о степени "оригинальности" старинной машины станет своеобразной ценной бумагой, на основании которой будет формироваться цена раритетов при продаже и размер налога, который коллекционерам придется платить в казну.

А еще новые ГОСТы породят новый вид мошенничества - продажа новодела под видом раритетов.

Кстати

Умельцы, которые воссоздают облик старинных машин с помощью самодельных деталей в собственных мастерских, тоже новым ГОСТам вряд ли обрадуются. Они делают, по сути, массо-габаритные модели старинных автомобилей, которые подлежат оценке по всем современным требованиям безопасности, говорят в пресс-службе Росстандарта.

Добавим, что в ГИБДД транспортные средства, изготовленные не на заводах, не регистрируют. Понятно, что создатели таких автомобилей очень хотят, чтобы их авто официально числились как аутентичные раритеты.

В общем, перспектива появления ГОСТов для оценки оригинальности ретромашин напрягает, как и все новое. С другой стороны, интерес государства к этому "дикому" сектору бизнеса вполне логичен.