Новые ГОСТы определят критерии подлинности ретроавтомобилей. Это означает появление аккредитованных органами государственной власти экспертных компаний, которые на основании будущего ГОСТа смогут выдавать официальные документы о реальном возрасте каждой ретромашины. Это самый пикантный момент в данном секторе бизнеса - ведь отличить настоящую ретромашину от новодела может далеко не каждый.
Коллекционеры считают ретроавтомобилями те, которые выпущены до 1960 года, а еще лучше - до 1945-го. Очевидно, что таких машин - с полностью "родной" комплектацией - почти не осталось. Но стоит посмотреть многочисленные объявления - и создается другое впечатление.
Известный петербургский коллекционер Сергей Чекалев-Демидовский показал автору этих строк автомобиль ГАЗ-6. По его словам, это единственный в России сохранившийся экземпляр: ГАЗ-6 выпускался очень маленьким тиражом в 30-е годы.
- Несколько таких машин сохранилось за границей, а вообще найти сегодня настоящий ГАЗ-6 - фантастика, - утверждает коллекционер, - это реально редкая вещь.
У него есть документ об официальной оценке этой машины - 40 000 рублей по цене металлолома. О реальной рыночной цене раритета С. Чекалев-Демидовский говорить отказывается, но другой коллекционер, настоявший на сохранении анонимности, полагает, что после реставрации ГАЗ-6 может стоить десятки миллионов рублей.
По словам владельца известного в России профильного интернет-портала Autobuy.ru Игоря Федорова, самым большим спросом на виртуальных торговых площадках пользуются "Волга" ГАЗ-21, "Победа" ГАЗ-20 и всевозможные "Москвичи". Самые дорогие экземпляры - правительственные лимузины ЗИМ и ЗИС - они выпускались небольшими партиями, а потому и сохранились в ограниченном количестве. Их цены могли доходить до 15-20 миллионов рублей. Самый же ценный старинный автомобиль - полностью аутентичный, имеющий собственную достоверную историю. В принципе, это может быть и старая "Волга" - если она принадлежала, например, Юрию Гагарину.
Первое, с чем ассоциируется любая автомобильная проблема - взаимоотношения с ГИБДД. Специалист по связям с общественностью УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мария Коновалова на вопрос корреспондента "Российской газеты" отреагировала лаконично:
- Порядок регистрации транспортных средств регламентирован приказом МВД РФ №605, и там нет ни слова о делении на обычные машины и ретро.
Несколько лет назад снявший погоны бывший государственный инспектор одного из питерских МРЭО Игорь Семенов может позволить себе большую раскованность:
- Я мог отказать гражданину в регистрации машины лишь в одном из трех случаев: недостоверные документы, несоответствие маркировки автомобиля представленным документам и сомнения в самой маркировке на шасси и двигателе. Конечно, для машины, на которой мог ездить Владимир Ильич Ленин, это слабое место - агрегатные номера наверняка подверглись коррозии, их, скорее всего, потом как-то восстанавливали, соответственно, поводы для сомнений у госинспектора тут объективны, - вспоминает он. - Но ничто не мешает гражданину обратиться в суд, который после исследования доказательств может заставить ГИБДД зарегистрировать такое авто.
При регистрации ретроавтомобиля в ГИБДД необходим полис ОСАГО, который, в свою очередь, выдается только при наличии диагностической карты. Вот тут-то и начинается интересное: никакой ретроавтомобиль не удовлетворяет техническим и экологическим требованиям, на основании которых выдается диагностическая карта.
Сегодня каждый автовладелец знает: он приходит в страховую компанию, платит за полис ОСАГО и диагностическую карту, которую ему выдают так, будто он на самом деле прошел техосмотр. Такая система порочна, но удобна всем, только есть нюанс - аккредитованные операторы технического осмотра при любой проверке могут сказать: да, мы эту машину осматривали, и на момент осмотра ее характеристики полностью соответствовали требованиям - попробуй, докажи обратное!
Они могут сказать это в любом случае, кроме одного - когда речь идет о ретроавтомобиле, в принципе современным техническим требованиям не соответствующего.
Сегодня ни один ретроавтомобиль по-настоящему пройти техосмотр не может. Прошедший официальный техосмотр раритет в глазах коллекционеров забракован навсегда - это новодел. Но после появления новых ГОСТов ситуация, скорее всего, изменится.
Либо в каждом регионе появится специализированная станция технического осмотра, либо у действующих станций появится новый стандарт требований в отношении старинных авто.
В обоих случаях владельцам раритетов придется платить за диагностические карты отдельный сбор.
Правда, как отметили в пресс-службе Росстандарта, ко всем вопросам, касающимся будущих дополнительных платежей с владельцев старинных машин, относятся крайне осторожно, даже отстраненно:
- В силу Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" сами по себе ГОСТы носят добровольный характер. Предлагая нормативное закрепление в ГОСТах вопросов, касающихся классических автомобилей, Росстандарт исходит из того, что органы исполнительной власти смогут определить дальнейшее их применение для правового регулирования вопросов в сферах их компетенции через ссылки на ГОСТы, - заявили "Российской газете" в пресс-службе Росстандарта.
Будущая экспертиза старинных машин - это то самое главное, чего следует ждать от введения новых ГОСТов. Фактически в России появится новый сектор бизнеса, ориентированный на богачей с причудами, и отвертеться от него будет практически невозможно - результатом оценки станет документ государственного образца об аутентичности авто, а ГИБДД будет вешать на такие машины специальные номера!
После появления новых ГОСТов появятся аккредитованные государством экспертные учреждения, которые фактически станут регуляторами этого сектора бизнеса. Дипломатичная пресс-служба Росстандарта уточняет, что "самым острым вопросом сегодня является проблема оценки "оригинальности".
- Так что заключение будущей экспертной организации о степени "оригинальности" старинной машины станет своеобразной ценной бумагой, на основании которой будет формироваться цена раритетов при продаже и размер налога, который коллекционерам придется платить в казну.
А еще новые ГОСТы породят новый вид мошенничества - продажа новодела под видом раритетов.
Умельцы, которые воссоздают облик старинных машин с помощью самодельных деталей в собственных мастерских, тоже новым ГОСТам вряд ли обрадуются. Они делают, по сути, массо-габаритные модели старинных автомобилей, которые подлежат оценке по всем современным требованиям безопасности, говорят в пресс-службе Росстандарта.
Добавим, что в ГИБДД транспортные средства, изготовленные не на заводах, не регистрируют. Понятно, что создатели таких автомобилей очень хотят, чтобы их авто официально числились как аутентичные раритеты.
В общем, перспектива появления ГОСТов для оценки оригинальности ретромашин напрягает, как и все новое. С другой стороны, интерес государства к этому "дикому" сектору бизнеса вполне логичен.