Новости

03.05.2018 19:23
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Кап-кап... ремонт

Как заставить управляющую компанию починить протекающую крышу
Жилье Людмилы Рутте расположено на последнем этаже, и во время затяжных дождей с потолка несколько недель лилась вода. Женщина доказала, что ее квартира пострадала из-за халатности коммунальщиков, не ремонтировавших протекающую кровлю. Но заставить УК отремонтировать ее калининградке не удается. Как можно повлиять на коммунальщиков, не желающих исполнять свои обязанности, выясняла корреспондент "РГ".
 Фото: Александр Кряжев/РИА Новости Жительница Калининграда добивается ремонта кровли 10 лет, но УК игнорирует даже решение суда. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости
Жительница Калининграда добивается ремонта кровли 10 лет, но УК игнорирует даже решение суда. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

С мужем и дочерью-инвалидом Людмила Рутте живет в городе Советске в трехэтажном доме, построенном в 1908 году. Здание давно требует ремонта. Крыша регулярно протекает, стены трескаются, а кирпичи с разрушающихся дымоходов падают на тротуар.

- Вот уже десять лет я обращаюсь в управляющую компанию, прошу починить хотя бы кровлю, защитить жильцов верхнего этажа от протечек, - рассказывает Людмила Григорьевна. - И все десять лет получаю отговорки и отписки. В прошлом году мое терпение лопнуло. Мы сделали ремонт, но осенью во время особенно сильных дождей квартиру затопило. Несколько дней приходилось подставлять тазики под струи, лившие с потолка. Обои отклеились, стены отсырели, появилась плесень.

Людмила пригласила домой независимого эксперта, который оценил размер ущерба в 80 тысяч рублей. Эти деньги вместе со стоимостью экспертизы (пять тысяч рублей) и моральным ущербом (еще пять тысяч рублей) Советский районный суд решил взыскать с УК.

Как посчитала Фемида, управляющая компания должна была заниматься обслуживанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома. Однако с этими обязанностями, прописанными и в договоре с жильцами, и в российском законодательстве, коммунальщики не справились. Поэтому, согласно закону о защите прав потребителей, они должны нести ответственность за причиненный вред.

Решение районного суда пока не вступило в законную силу. Людмила Рутте надеется, что оно останется неизменным, даже если УК подаст апелляцию в областной суд. Калининградку, безусловно, радует эта небольшая победа над коммунальщиками. Вот только намерений чинить протекающую кровлю управляющая компания так и не выказала, несмотря на решение суда.

- С одной стороны, если нас зальет вновь, я опять смогу вызвать оценщика и отсудить у коммунальщиков какие-то деньги, - продолжает Людмила Григорьевна. - И я призываю всех жильцов, столкнувшихся с такой же проблемой, не бояться идти в суд, отстаивать свои права. Главное, чтобы был зафиксирован ущерб и видна причинно-следственная связь - как с нашей протекающей кровлей и затопленной квартирой. С другой стороны, нам уже невыносимо жить в заплесневелых комнатах, хочется привести все в порядок. А делать ремонт боимся - вдруг опять пойдут дожди и смоют все наши труды.

Как считает юрист проекта "Жилфин.рф", специалист по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Ольга Дайнеко, Людмила Рутте может вновь обратиться в суд. Но на этот раз с иском, обязывающим управляющую компанию привести в порядок кровлю дома.

- Для начала калининградке необходимо написать в адрес руководства УК претензию, - комментирует ситуацию юрист. - Там следует упомянуть решение суда о возмещении ущерба и потребовать устранить протечки кровли во избежание других подобных инцидентов. Можно написать, что в случае последующего залива квартиры ее владелица также будет взыскивать ущерб в судебном порядке.

Важный нюанс: чтобы подтвердить в суде факт обращения в УК, претензию необходимо либо направить в адрес коммунальщиков заказным письмом с уведомлением о вручении, либо отнести непосредственно в приемную в двух экземплярах. На вашем экземпляре ответственный сотрудник должен поставить подпись, расшифровку подписи, разборчиво указать должность и дату принятия документа.

Отсутствие реакции на претензию в течение месяца - повод для повторного обращения в суд. В исковом заявлении следует указать те же аргументы, что и в претензии к УК. К иску надо приложить почтовые документы или свой экземпляр претензии, если вы передавали ее лично. А также предыдущее решение суда о взыскании ущерба.

- Кроме того, я бы посоветовала владельцам квартир обращаться с жалобами во все возможные инстанции: прокуратуру, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, МЧС. Ведь регулярные протечки выводят из строя электрику, возрастает риск пожара. Все эти обращения и полученные ответы помогут повлиять на ситуацию.

Кстати

В идеале, конечно, разваливающемуся зданию требуются не точечные заплатки на крышу, а капитальный ремонт. Однако таких серьезных работ его жителям, согласно базе данных федерального портала "Реформа ЖКХ", предстоит ждать до 2034 года. По мнению Ольги Дайнеко, жильцы дома могут написать коллективное обращение в региональную жилищную инспекцию. Инспекторы должны обследовать дом, и на основании этого обследования можно будет оспорить в суде назначенный срок капремонта.

P. S.

"Российская газета" просит считать данную публикацию обращением в прокуратуру Калининградской области. Возможно, надзорному ведомству удастся выяснить, почему здание с прогнившей крышей планируют капитально отремонтировать только через 16 лет. Адрес дома, о котором идет речь, - Советск, улица Пушкина, 16.

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Калининградская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники