А сейчас, в чем убедились на днях корреспонденты "РГ", полным ходом идут репетиции.
...Зал пока практически пуст. Занято всего несколько кресел. Из них за тем, что происходит на сцене, наблюдают режиссер спектакля Геннадий Николаев и его помощники - художник, сценарист, композитор. Автор пьесы Владимир Рунов, сразу заявивший, что хочет увидеть уже готовое произведение, на репетиции не ходит. Зато здесь мы видим известного кубанского кинодокументалиста Валерия Тимощенко. И не случайно. Оказывается, он - один из соавторов спектакля, воссоздающего события далекого военного времени.
Бои на территории края в общей сложности продолжались полтора года, но по накалу они зачастую не имели аналогов. Так, воздушное сражение, развернувшееся в небе Кубани в апреле - июне 1943 года, стало одним из крупнейших во Второй мировой войне и составной частью советского наступления на Кавказе. Свыше семи месяцев, 225 дней, продолжалась героическая оборона Малой земли в Новороссийске - примеров столь длительного пребывания войск в десанте на таком крошечном участке земли история войн не знает.
А параллельно шли ожесточенные сражения на "Голубой линии" под Темрюком и на Тамани и других участках южного фронта. В Краснодаре фашисты впервые применили душегубки, а молодежь со всей Кубани они эшелонами увозили в рабство: только из Новороссийска в неволю было отправлено свыше 10 тысяч человек.
И вот теперь эти события оживают на сцене. Сюжет спектакля основан на подлинных событиях 1943 года. Мы видим, как полицаи сгоняют прикладами на маленькую провинциальную площадь мальчишек и девчонок (в массовых сценах задействовано примерно полсотни студентов университета культуры). Среди них и главный герой - Мартын Хребто по прозвищу Мартышка. У него, как и практически у всех других героев постановки, есть свои прототипы. Мартын, избежавший волею судьбы и обстоятельств фашистской неволи, попал на знаменитую батарею капитана Зубкова, где стал снайпером.
На самом деле под Новороссийском он застрелил известного немецкого радиокомментатора. А в спектакле - совершил подвиг, усовершенствовав механизм противотанкового ружья. Выстрелив из него с расстояния двух километров, он уничтожил аэродром противника.
Впрочем, легенды и быль настолько тесно переплелись на сцене, что отделить одно от другого практически невозможно. Да и стоит ли это делать? Главное - понять, какими они были, те, кто жил и ушел в бессмертие почти восемь десятилетий назад. Причем, как считают авторы, прежде всего это необходимо молодым.
Владимир Рунов, автор пьесы "Мартышка", - Герой труда Кубани, журналист, писатель, декан Краснодарского университета культуры:
- Я уже разменял восьмой десяток лет. И, хотя во время войны был мал, прекрасно помню эти годы. Все мои близкие воевали, когда дядя - вся грудь в орденах - вернулся с фронта, я был страшно горд за него. Помню, как замирала улица, когда по ней шел почтальон. И все ждали, что он достанет из своей страшной сумки - треугольник с солдатским письмом или казенный конверт с похоронкой? Сейчас, спустя десятилетия, воспоминания наплывают образами и отражаются в книгах, сценариях и пьесах. Все они основаны на реальных событиях. Я вообще не люблю ничего выдумывать, ведь все есть в жизни. Тот же Мартын Хребто. После войны он был егерем, потом ездовым, работал под началом моего дяди. Я знал, что у него есть орден Славы, а уже через годы его нашел второй орден Славы. Когда его вручили, он и рассказал, за какие подвиги получил награды. Первый раз я написал о Мартыне в своей книге "Стрельба на поражение", а позже воссоздал его образ в киносценарии "Мартышка".
По словам Рунова, его читали многие режиссеры, а Сергей Никоненко даже загорелся идеей снять художественный фильм, но денег не нашел. "Лет десять, наверное, моя "Мартышка" пролежала на полке, пока ее не прочитала кубанский министр культуры Виктория Лапина, - продолжает Владимир Викторович. - Она предложила поставить ее на краснодарской сцене. Ну а привлечь Валерия Тимощенко стало уже моей идеей. Он выступает тут сразу в нескольких ипостасях - автора видеооформления и консультанта, поскольку был лично знаком с прототипами некоторых героев.
Валерий Тимощенко - кинодокументалист, член правления Союза кинематографистов России.
- Хорошая драматургия во все времена была в большом дефиците, а сегодня она востребована как никогда. Именно драматургия меня всегда подкупала в прозе Рунова. Когда прочел его "Мартышку", захотел снять фильм по этому сценарию. Не исключаю, что когда-нибудь это произойдет. А пока с большим интересом участвую в подготовке спектакля. Ведь я знал легендарного капитана Зубкова, вместе с которым мы в свое время были в Германии, встречались с немецкими участниками боев под Новороссийском. Кстати, в моем личном архиве, собранном за 30 лет, есть кадры, снятые воинами элитного фашистского подразделения "Эдельвейс". Почти четверть века назад я познакомился с ними в Новороссийске, куда ветераны вермахта приезжали с покаянным поклоном. Фильм о штурме Новороссийска стал первым в цикле "Чистая Победа". Всего в этом цикле сейчас семь фильмов, в том числе "Битва за Берлин", который я сделал в соавторстве с Владимиром Руновым. У нас с ним общее восприятие прошлого и настоящего, а это очень важно.
А вот что рассказал Геннадий Николаев, режиссер-постановщик спектакля "Мартышка":
- У меня дома есть необычный иконостас; в рамке на черном бархате прикреплены боевые ордена и медали. Это награды моей мамы, Александры Ивановны. Она прибавила себе год, чтобы уйти на фронт, попала на передовую, была связисткой. Мама родилась 22 апреля, но день рождения всегда отмечала 9 Мая. "Это мой день", - говорила. Вот почему лично я ставлю этот спектакль в память о своей маме. Думаю, у каждого из тех, кто принимает в нем участие, есть свое к войне отношение, ведь она прошлась катком через все наши семьи. В спектакле принимают участие большинство артистов труппы, и вижу, как они все прониклись этой работой.
Главного героя, Мартына Хребто, играет молодой актер Руслан Копылов. Образ его антипода, немецкого генерала воплотил народный артист России Анатолий Горгуль, 80-летие которого мы сейчас отмечаем. Капитана Зубкова играет Виталий Стеблецов. Есть другие герои, взятые из жизни. Их реальные портреты будут вплетены в канву спектакля, как и кадры документальной кинохроники.
Финал открытый: зритель должен решить сам, погиб Мартышка или остался жив. А завершается спектакль шествием "Бессмертного полка", в котором "пройдут" ожившие прототипы наших героев.
Захватывающая драматургия пьесы начинается со встречи Мартына Хребто и немецкого фальдмаршала фон Клейста, войска которого оккупировали территорию Краснодарского края. Мартышку, как прозвали хуторяне щуплого пацаненка, собираются отправить в Германию. Но случайная встреча с военачальником вражеской армии изменила ход событий: Мартын оказался как две капли воды похож на внука фельдмаршала Мартина. Оба были с разноцветными глазами и даже родились в один день - 12 сентября 1926 года. Потрясенный невероятным совпадением, Клейст дает команду отпустить Мартына домой и дарит ему губную гармошку своего внука. Дальнейшие события развиваются самым невероятным образом.
Как признается автор пьесы Владимир Рунов, на самом деле этой встречи, скорее всего, не было. Ну а остальные события, как и герои, - из реальной жизни.
Мартын Хребто - кавалер двух орденов Славы, снайпер. После войны жил и работал в кубанском предгорье.
Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст - немецкий военачальник (с 1943 года фельдмаршал). Во время вторжения в СССР командовал танковой армией на южном направлении. Единственный фельдмаршал, умерший в советском плену.
По дороге из Геленджика в Новороссийск на скалистом мысе Пенная стоит стела в виде красной звезды. Это - дань памяти морякам-артиллеристам, целый год стоявшим насмерть на этом рубеже. Дань памяти 394-й батарее, более известной как батарея капитана Зубкова. 22 августа 1941 года его артиллеристы произвели первый боевой выстрел по колонне немецко-фашистских автомашин у станицы Неберджаевской, а 16 сентября 1943-го - выпустили последний снаряд по уходящему из Новороссийска противнику. В ходе боев позиции батареи постоянно бомбились и обстреливались артиллерией врага. Но наши бойцы стояли насмерть, благодаря чему фашисты не смогли продвинуться дальше Новороссийска и в Геленджик не вошли.