- Нужно провести геологическое изучение месторождений в Сирии, наладить добычу сырья, произвести из него архитектурные детали, а затем вмонтировать их в ансамбль зданий, - поясняет Дмитрий Медянцев, президент ассоциации. - Город-памятник построен из известняка, мрамора и гранита. В письме описаны все разрушения. Исходя из этого, мы должны рассчитать стоимость вхождения в проект, который будет реализовываться под эгидой ЮНЕСКО.
Участие в нем - дело сугубо добровольное. Источники финансирования пока не называются, но бизнесу дают понять, что проект не столько коммерческий, сколько имиджевый, он позволит получить международную известность.
Восстанавливать Пальмиру Центр камня планирует вместе с Институтом мрамора и итальянской ассоциацией камнеобработки Italian MARMOMACCHINE. Зарубежные партнеры уже имеют опыт реанимации исторических городов в разных частях света. Например, они работали в Иерусалиме. Первые переговоры по Пальмире состоялись еще два года назад, но пришлось сделать паузу, пока войска Сирийской Арабской Республики не освободили город во второй раз.
К сожалению, на родине услуги уральских камнеобработчиков востребованы недостаточно. Сегодня для них основным рынком сбыта является Москва, реализующая программу "Моя улица", среди перспективных - Красноярск, готовящийся к Универсиаде-2019, и Крым, где планируется масштабное благоустройство. Только в столицу в прошлом году было отгружено 700 тысяч квадратных метров гранитных плит и 400 тысяч погонных метров бордюров. В поставках участвовало 48 предприятий и 11 карьеров. Особенность этого контракта в том, что поставки осуществлялись централизованно, через консорциум.
Что касается перспективы развития рынка на ближайшие 5-10 лет, то предприятия возлагают большие надежды на приоритетный федеральный проект "Комфортная городская среда", в котором задействовано 17 крупных городов России.
По словам председателя комитета по строительству администрации Екатеринбурга Николая Сметанина, муниципалитеты, конечно, заинтересованы в расширении ассортимента каменной отрасли. Но, во-первых, у регионов нет таких финансовых возможностей, как у Москвы, и они тоже, как и бизнес, возлагают надежды на федеральные средства, во-вторых, мало кто из местных предприятий сегодня располагает специальным оборудованием для изготовления нестандартной продукции, например бордюров с задаваемым радиусом. В основном используется полуручной метод, поэтому стоимость изделий для бюджета неприемлема.
- Конечно, кто-то предпочтет более дешевый бетон. Нужно работать с администрациями городов, объяснять, что природный камень в долгосрочной перспективе использовать выгоднее. Мы можем буквально преобразить населенные пункты, особенно уродливые места пересечения трамвайных путей и автодорог, - рассуждает Алексей Степанченко, гендиректор группы компаний "Гранит-Инвест".
Что касается слухов о вдруг возникшем дефиците строительного камня на Урале, то здесь мнения участников рынка расходятся. В частности, Дмитрий Пискунов, генеральный директор Сибирского гранитного карьера, признался: его предприятие в три раза увеличило объемы годовой добычи, чтобы удовлетворить потребности московского рынка. Алексей Степанченко считает, что ресурсов в стране достаточно, еще очень много карьеров не задействовано.
- На Южно-Султаевском месторождении гранита в Челябинской области навскидку около пяти карьеров не загружены, на Мариинско-Малышевском месторождении в Свердловской области похожая ситуация. В отличие от Карелии, добыча на Урале сложнее: здесь минимум 10-15 метров вскрышных пород. Но новые месторождения все равно открываются, - подчеркнул эксперт.