- Идея простая, - говорит заведующая экскурсионным отделом Музея Победы Елена Наумова. - Наложение содержания компьютерных "стрелялок" на артефакты залов Музея Победы. Сразу видно, где фантазия, где "раскраска", а где ложь. Ценность онлайн-игры в том, что она дает детям самим "ловить блох" неправды, сравнивать их с содержанием диорам и панорам "Битвы под Москвой", "Сталинградской битвы". А главное - осмысливать факты в онлайн-режиме параллельно с тем, как это же делают соседи по монитору в других городах.
Соединить компьютерную игру с залами музея "руками" самой игры - через монитор истории - идея, которая заражает неподдельностью. За основу виртуального брожения по залам музея автор вебинара, ученый секретарь Музея Победы Сергей Белов взял популярную Call of Duty - игру о битвах Второй мировой. Сначала Белов показал, как ее создают около 400 человек - кто рисует, кто "одевает", кто разрабатывает сражения, кто режиссирует, кто выводит ее в "вирт", кто тиражирует.
- Это штат НИИ, - говорит Белов. - В том числе, ученые-историки, но они не критически оценивают источники, а "играют". Например, Call of Duty "Сталинградскую битву" 1943 года показывает так, будто у советских солдат была одна винтовка на троих. Им командир говорит: "Добудешь в бою". Это фейк и миф: проблемы с вооружением были у ополченцев-добровольцев в 1941 году.
Участники вебинара на диораме "Битва под Москвой" находят ополченцев и сравнивают их с амуницией советских солдат на панораме "Сталинградская битва". Но Белов убежден, что недооценивать живучесть мифов опасно. Для него пример живучести - игра Call of Duty и роман Александра Фадеева "Молодая гвардия". Роман уже не учат в школе, но его тираж с 1946 по 2017 год - 27 миллионов экземпляров. Call of Duty с 2003 по 2017 год была скачана 250 миллионов раз. Цифры неумолимы: игры популярнее книг, поэтому мифы не просто искажают историю.
- Одна из смысловых нагрузок игр - онлайн-тиражирование мифов, - считает Белов. - В Call of Duty наших солдат в атаку гоняят заградительные отряды. Слышите ведущего? "Предай своего, ты же русский". И комиссар расстреливает отступающего солдата, а снайпер-штрафбатовец убивает комиссара. Свои стреляют в своих - отличный сценарий как сеять пораженческие настроения.
Задание, которое получают участники вебинара: отделить факты от выдумок, используя онлайн-"подсказки" Музея Победы. За пять - семь минут монитор вебинара заполняется окнами информации: и о том, чем заградотряды отличаются от штрафбата, и о том, на кого "охотились" снайперы. Самый жесткий ответ приходит от 14-летнего Рустама Субханкулова из Йошкар-Олы: "Игра рассчитана на тупых. Еще Геббельс говорил, что "русские закидали нас летом трупами, а зимой победил генерал Мороз". Это о же повторяют "стрелялки".
Вебинар так затягивает, что юные исследователи "ловят" создателей Call of Duty уже не на фейках и мифах, а на подтасовках исторических фактов. Школьники из Екатеринбурга и Самары увидели несоответствие хронологии: игра утверждает, что в Битве под Москвой "русские летом всех закидали трупами", а битва была зимой.Участники игры в Великом Новгороде, Барнауле - всего в 15 городах - обнаружили, что разработчики игры меняют местами хронологию. К примеру, разгром фашистов под Сталинградом был в феврале 1943 года, а создатели игры поражение фашистов преподносят так, будто перед этим была высадка войск союзников - США, Франции и Великобритании без СССР во французской Нормандии. Что было позже - в 1944-м.
- Умение распознать смещение акцентов, - считает Сергей Белов, - это уже навык анализа. Это составная часть вебинара. Мы его видим как тест. Не контрольная, не урок истории и уже не "стрелялка". Это тест на то, чтобы люди поняли: не знать - не стыдно. Стыдно не интересоваться своей историей, стыдно "кушать", не пережевывая и с открытым ртом, фейки и мифы.
8 мая в Музее Победы открыт Зал исторической правды. В нем представлены архивы немецких антифашистов и кинофотодокументы Росгосархива.