издается с 1879Купить журнал

Любовь после Курской дуги

Наша читательница рассказала историю встречи и жизни своих бабушки и дедушки

07 мая 2018

В "Родине" есть рубрики "Домашний архив" и "Война из семейного альбома", где мы часто публикуем письма и фотографии, которые присылают нам наши читатели. Часто это семейные истории, связанные с войной, с историей любви. В апреле и мае мы попросили читателей присылать истории о своих бабушках, прабабушках - тех, кто ждал солдат с войны, работал в тылу и воспитывал детей.

Моя бабушка Пелагея Ивановна Филимонова (в замужестве Тесаловская) родилась 18 мая 1918 года в селе Хованщина Пензенской губернии. Росла в большой крестьянской семье. А в конце 1920-х Полю отправили "в няньки" к родственникам в Москву. Так спасали от голода - в деревне есть было нечего.

Бабушка потом будет вспоминать про аресты 1930-х в семье, где она работала: "Какой хороший человек был, а его забрали". При этом о смерти Сталина говорила, как о трагедии всего советского народа: "Вся страна плакала".

А в 1941-м все жители Москвы защищали город. "Рыли мерзлую глину под дождем", - рассказывала она про ту холодную осень и противотанковые рвы.

Всю Великую Отечественную Пелагея работала на оборонном заводе. Делала снаряды. Тут же, на заводе, в 1944-м встретила мужа - Анатолия Матвеевича Тесаловского. Дед Толя был комиссован по ранению, полученному на Курской дуге. Пришел после госпиталя. Поля - москвичка с косами до пояса - внимания на сержанта сначала не обратила.

А он настойчиво добивался своего. Бабушка с улыбкой рассказывала про его главный довод: "Если не пойдешь за меня, я тебя зарежу!"

...Деда призвали на срочную еще в 1938-м. Служил в танковом десанте, а когда попал в окружение в первые месяцы войны, семья получила похоронку. Родные получали пенсию. Первая жена даже вышла замуж. А он, вопреки всему, вернулся. И сильно обиделся на семью.

Дед Толя, как вы поняли, был настойчивым человеком. Бабушка вышла за него замуж, а в 1947 году у них родился сын Женя. Только жить в московских коммуналках деду не нравилось. И он с семьей путешествовал по всей стране. У Толи и Поли родилось еще трое детей: в Пензенской области, в Тюмени. Жили и на Дальнем Востоке, и в Мурманске.

Бабушка каждый раз обживала новое место, но как только дед решал ехать на край земли, собирала детей, пожитки и ехала за ним. Она для меня - символ настоящей русской женщины. Потому что ей хватало сил каждый раз поднимать детей на новом месте, создавать уют.

Дедушка с бабушкой только в середине 1950-х завершили свои путешествия по стране. Осели в Тюмени, растили детей и воспитывали внуков. Пелагеи Ивановны не стало в 2008-м, она пережила мужа на 18 лет.

Но пишу о ней, вспоминаю. И, кажется, она все равно рядом.