- С 2017 года работу лифтового оборудования контролирует Ростехнадзор, - отметил министр. - Согласно техническому регламенту Таможенного союза, все лифты, которые отработали более 25 лет, к февралю 2020 года будут остановлены. Власти регионов не смогут повлиять на эту ситуацию, поскольку таковы требования законодательства. Бремя ответственности за содержание жилфонда несет собственник - нравится нам это или нет. Необходимо инициировать собрание собственников жилья для того, чтобы принять решение по замене лифта. Мы сегодня говорим об этом муниципалитетам.
Чтобы одномоментно заменить лифты в таком количестве у регионального Фонда капремонта не хватит денег даже в том случае, если фонд займется только заменой лифтов и перестанет финансировать все остальные работы по капремонту жилья. Если учесть, что замена одного лифта стоит 2,5-3,5 миллиона рублей, то потребуется несколько миллиардов рублей. Сегодня в рамках региональной программы ускоренной замены лифтового оборудования в Мурманской области за счет средств Фонда капремонта к 2020 году предполагается заменить 376 лифтов в 164 домах.
- Большая их часть уже заменена, - рассказали в пресс-службе фонда. - Работы ведутся с опережением графика. На сегодняшний день введены в эксплуатацию 289 лифтов, а все остальные предполагается сдать уже осенью 2018 года. Никакого бюджетного финансирования программы не предусмотрено, все средства поступают за счет взносов граждан на капремонт. Граждане не успеют накопить необходимые средства к 2020 году. Это проблема федерального уровня, которая касается многих регионов.
Эксперты подчеркивают, что государственную политику в отношении замены лифтов необходимо менять. Прежде всего это касается источников финансирования. Бремя этих расходов не должно лежать только на собственниках жилья, с такой финансовой нагрузкой они не способны справиться, тем более за такое короткое время. Если в доме на 100 квартир нуждается в замене один лифт стоимостью в 3 миллиона рублей, то это означает, что каждая квартира должна собрать 30 тысяч рублей на его замену. При этом многие жители нижних этажей могут заявить, что им лифт не нужен, и откажутся финансировать его замену. Все это время жильцы верхних этажей будут ходить пешком. Подобные прецеденты уже случались - после того, как пожар вывел из строя лифт в одной из девятиэтажек Мурманска, жильцам дома почти год пришлось ходить по лестницам пешком, так как собрать 3 миллиона на замену подъемника оказалось для них непосильной задачей.
По мнению председателя правления Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области Юрия Дуниа, менять лифты необходимо за счет муниципальных, региональных и федерального бюджетов, иначе проблему не решить. Региональным властям стоит принять детально проработанную программу по мамены лифтов.
Между тем
Сегодня в России программы по ускоренной замене лифтов финансируются региональными фондами капремонта на условиях трехлетней рассрочки - сначала подрядчик меняет лифт, а затем в течение 2-3 лет на его счет поступает плата за работу. Есть еще одна схема, подразумевающая замену лифтов в кредит, которая стала "ведомственным приоритетом" Минстроя России. В этом случае производителей лифтов кредитуют банки. Но в Мурманской области этот проект не пошел. Как сообщили в региональном Фонде капремонта, лифты в Заполярье меняются исключительно за счет средств фонда.
- Взять кредит на лифт нереально, - заявил председатель "Союза объединений собственников жилья" Мурманской области Игорь Буренко. - Обеспечить его нечем. У ТСЖ или управляющей компании нет имущества, которое могло бы стать залогом.