Даже в том случае, если 12 мая Трамп, поддавшись на уговоры европейских союзников, из тактических соображений вновь отложит выход страны из договора еще на 90 дней (в рамках закона "О рассмотрении ядерного соглашения с Ираном" Трамп обязан продлевать или не продлевать режим снятия санкций с Тегерана каждые три месяца), этот шаг ничего не изменит. Вопрос заключается лишь в том, кто первым сделает шаг для выхода из Совместного плана - Иран, США или Европа. С точки зрения председателя комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей конгресса Мэка Торнберри, главе Белого дома не стоит превращаться в главного "могильщика" ядерной сделки, и ему лучше перенести крайний срок расторжения договора с Ираном. В этом случае Вашингтон переложит сомнительную честь покончить с соглашением на европейских союзников, "предоставив им возможность попытаться внести изменения в документ".
Впрочем, Иран уже объявил, что никаких переговоров о пересмотре ядерной сделки вести не станет. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф напомнил, что дополнительные условия, которые сегодня стремится внести Трамп, обсуждались несколько лет назад европейцами и американцами при подготовке Совместного плана действий. Но, когда стало очевидным, что Тегеран на эти условия не пойдет, все согласились вывести дополнительные требования Запада за рамки готовящегося договора, чтобы дать возможность заключить "сделку века".
По оценке экспертов, внутренняя ситуация в Иране лишает его руководство возможности даже формально проявить заинтересованность в компромиссе с США. Противники ядерной сделки обвиняют президента Ирана Хасана Роухани в том, что, вопреки ожиданиям, страна не получила экономических выгод от атомного соглашения. "Когда иранская экономика вошла в пике, противники Роухани критикуют его все активнее", - объясняет Washington Post. По мнению издания, если Трамп выйдет из ядерной сделки, то выступавшему за дипломатическое взаимодействие с Западом иранскому лидеру окажется трудно "воспротивиться призывам иранских сторонников жесткого курса, которые потребуют, чтобы Иран тоже снял с себя обязательства". На этом фоне внесение в ядерную сделку дополнительных корректив, ущемляющих интересы Тегерана в таком чувствительном вопросе, как безопасность, на чем настаивает Трамп и в чем убеждает европейских лидеров, выглядит нереальным сценарием.
В понедельник находящийся с визитом в США министр иностранных дел Британии Борис Джонсон выступил в утреннем эфире любимой телепрограммы Трампа "Фокс и друзья". Руководитель форин-офиса доказывал телезрителям (главным из которых традиционно считается президент США) необходимость, несмотря ни на что, сохранить договоренности с Ираном по ядерному досье, достигнутые в 2015 году. Однако с самим Трампом тет-а-тет британский министр не встретился - его собеседниками стали высокопоставленные представители американской администрации.
Три месяца назад - в январе, президент США заявил о том, что дает европейским союзникам последний шанс договориться с Ираном о пересмотре ядерной сделки. С тех пор в Вашингтоне побывали и президент Франции Эмманюэль Макрон, и канцлер Германии Ангела Меркель. Но никому из них не удалось выдавить из Трампа обещание продлить соглашение с Тегераном. Напротив, после беседы с главой Белого дома выступивший на пресс-конференции в Университете Джорджа Вашингтона Макрон констатировал: "Мое мнение заключается в том, что Трамп избавится от этой сделки по внутренним причинам". В свою очередь, газета Washington Post посчитала весьма высокой вероятность выхода Трампа из сделки с Ираном с учетом того, что посты госсекретаря и советника по национальной безопасности США "заняли громогласные "ястребы", в свое время упорно возражавшие против соглашения".
В газете New York Times директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке International Crisis Group Йост Хилтерманн дал прогноз дальнейшему развитию событий: по его мнению, выход Вашингтона из ядерного соглашения, который, видимо, состоится к крайнему сроку 12 мая, означает, что США встанут на путь военной конфронтации с Ираном. А президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер напомнил немецким СМИ в качестве доказательства необратимых последствий разрыва ядерного соглашения с Ираном слова бывшего госсекретаря США Джона Керри. Тот произнес их в 2015 году на церемонии подписания Совместного плана действий. "Нам должно быть ясно, что этой подписью, мы, вероятно, предотвратили войну", - заявил Керри.
"Планом, имеющим первостепенное значение для обеспечения международной стабильности и безопасности" неоднократно называл соглашение с Ираном президент РФ Владимир Путин.
Однако нет никаких, даже косвенных признаков того, что Трамп откажется от затеи сорвать крышку с ядерного котла. Напротив, все его публичные рассуждения сводятся к пользе, которую получат Соединенные Штаты от выхода из соглашения с Ираном. "Я думаю, что выход из сделки с Ираном послал бы правильный сигнал Северной Корее", - утверждает глава Белого дома.
Впрочем, наиболее желательным для американской администрации остается сценарий, при котором Иран под давлением обстоятельств первым примет решение выйти из Совместного плана действий, осознав, что у него не осталось стимулов соблюдать соглашение в дальнейшем. Также нельзя полностью исключать вариант, при котором Трамп в последний момент отложит еще на три месяца решение по ядерной сделке с Ираном. Тем самым он оставит на "коротком поводке" Европу, добиваясь от нее экономических уступок. Ведь "иранское досье" дает Белому дому эффективный рычаг для шантажа неуступчивых европейских партнеров, понимающих разрушительные последствия отказа от ядерной сделки с Тегераном, в первую очередь для Старого Света. Ранее в Европе рассчитывали на восстановление масштабного торгового сотрудничества с Ираном. Но теперь от Трампа зависит, сбудутся ли эти планы Брюсселя.