07.05.2018 21:13
    Поделиться

    В вузах появятся дополнительные экзамены

    Зачем школам базовые кафедры? Нужен ли курсанту тьютор? Кто преподает в воскресной школе физику? В каких вузах уже есть предпрофильный экзамен? Эти и другие вопросы обсуждались на Всероссийском съезде ректоров в Санкт-Петербурге.

    Очень болезненный вопрос для всех вузов - целевой прием. В Российском педуниверситете им. Герцена за последние годы он вырос на 17 процентов, но не все выпускники возвращаются к своим работодателям.

    - Надо предусмотреть ответственность выпускника в таких случаях, - предлагает ректор Герценовского педуниверситета Сергей Богданов.

    Еще одно предложение - учитывать специфику регионов при подготовке студентов-целевиков. В Герценовском их всегда очень много. В том числе - с Северного Кавказа, из северо-западных регионов страны. В состав университета входит Институт народов Севера, который готовит кадры для школ 30 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Его опыт учитывается при подготовке всех целевиков для этих регионов. Но по всем остальным студентам, включая Северный Кавказ, Поволжье, вопрос пока открыт.

    Как привлечь в педвузы подготовленных мотивированных абитуриентов? Сергей Богданов предлагает восстановить систему педклассов, наладить связи между вузами и колледжами. В лучших школах, лицеях можно открывать базовые кафедры вузов. "Надеюсь, что в санкт-петербургском лицее № 239 скоро появится наша кафедра", - заметил ректор. По его мнению, в состав педвуза обязательно должны входить детский сад, школа, лицей.

    Педвузы могли бы активнее участвовать в переподготовке учителей и повышении квалификации. Сейчас этим чаще всего занимаются институты, центры или академии повышения квалификации. Есть еще проблема: уровень оснащения школ иногда выше, чем вузов. "Бывает, выпускники приходят в школу и не могут работать на современном оборудовании", - признает ректор Герценовского педуниверситета.

    Ректор Государственного университета речного и морского флота им. Макарова Сергей Барышников предлагает расширить портфолио поступающих и давать дополнительные баллы за учебу в школах юнг и юных моряков.

    - В России сейчас 18 транспортных вузов, 5 из них - морские. В нашем университете учится 16 тысяч курсантов. 70 процентов - иногородние, в том числе - из сельской местности. Чувствительный вопрос - подготовка в сельских школах. Мы обучаем механиков-ядерщиков, для нас важна физика, а ее выпускники школ плохо знают и редко выбирают на ЕГЭ, - рассказал Сергей Барышников. Он согласен с тем, что при вузах нужны колледжи, лицеи, где ребят доучивали бы и готовили к поступлению в вузы.

    Важный вопрос - психологическая поддержка курсантов. В школах психологи уже есть, нужны они и в вузах. А во время практики, когда курсанты надолго уходят в море, психологи или тьюторы могли бы консультировать их дистанционно.

    Низкий уровень преподавания в школах математики, физики, химии волнует почти всех ректоров. Доучивать первокурсников приходится один-два семестра. В Санкт-Петербургском госуниверситете им. Петра Великого открыли не только профильный лицей для 10-х и 11-х классов, где углубленно преподается физика, химия и математика, но и воскресную школу для девятиклассников, где упор сделан на точные науки. Сделать набор в лицей с 9-го класса невозможно. Лицензия на право обучать школьников выдается по ступеням, а это сразу все классы с 5-го по 9-й или с 10-го по 11-й.

    Многие вузы готовы проводить при приеме так называемое "входное тестирование", как это делает Сеченовский медуниверситет в профильных классах. Ученики сдают предпрофессиональный экзамен, состоящий из теоретической и практической частей. Вас могут попросить рассказать, как оказывать первую помощь при вывихе, переломе руки, сделать анализ генотипа, определить по картинке вид клетки. Результаты экзамена вуз засчитывает как личные достижения абитуриента.

    В Санкт-Петербургском политехе открыли воскресную школу, где углубленно преподают физику и математику

    Право проводить предпрофильное испытание есть у многих вузов. В том числе - педагогических, но решились пока немногие. Одни боятся дополнительных затрат, другие - проверок. Ведь тестирование должно оцениваться по 100-ной шкале и проходить со всеми мерами безопасности, почти как ЕГЭ.

    В вузах активно развивается цифровая среда: создаются онлайн-курсы, лекции, оцифровываются библиотеки, появляются общие электронные ресурсы, которые раньше были доступны только единицам.

    - Университеты должны открыть доступ к своим ресурсам. Кому? На каких условиях? За прошлый год 3000 исследователей воспользовались ресурсами научного парка СПбГУ. Из них 1200 - не сотрудники университета, а 20 процентов от этого количества - иностранцы. Мы решили так: если к нам обращается государственное учреждение, то доступ предоставляется бесплатно, если частное или иностранное, то за деньги, - пояснил ректор СПбГУ Николай Кропачев.

    Он предложил включать в группу экспертов при проверке вузов представителей университетов и расширить список университетов, которым разрешено работать по собственным стандартам.

    И, наконец, самый главный вопрос, который волнует ректоров: чему сегодня учить в вузах? Мир вокруг нас меняется стремительно, а высшая школа заметно отстала.

    - Если мы говорим, что будущее за 3D-технологиями, надо думать, как готовить таких специалистов. Если будущее за искусственным интеллектом, значит, вузы должны учить этому, - уверен ректор Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. Но как это сделать, если содержание многих программ высшего образования не менялось десятилетиями, средний возраст преподавателей в вузах - 53 года?

    Поделиться