На Урале могилы ветеранов оказались отрезаны от "большой земли"

По разбитой узкоколейке добираются жители уральского поселка Басьяновского до могил ветеранов в День Победы. Другого пути к кладбищу, где покоятся герои войны (не менее сотни земляков), нет. До прошлого года селяне ездили на памятную церемонию на плохоньком тепловозике с одним деревянным вагоном. Нынче из-за аварийного состояния путей жителям отказали и в этом транспорте.

- Придется устроить парад "пионерок" - самодельных дрезин. А как иначе? Пока мы помним о ветеранах, мы живем, - объяснил глава местной ветеранской организации Николай Маскаев.

Что такое воинская слава, Николай знает: сам воевал в горячих точках и хоронил друзей-афганцев. Некогда в Басьяновском работал Михаил Мантуров - Герой Советского Союза, легендарный танкист, чей экипаж в 1944-м уничтожил артиллерийскую батарею противника. Мантуров похоронен на таком же погосте, но в соседнем районе. В Басьяновском живых участников войны не осталось, в прошлом году отдали честь последнему. Потому для селян кладбище как мемориал: забросить - все равно что сдаться врагам. Права безопасного проезда к нему жители добиваются уже несколько лет. Обращались и к региональным властям, и в администрацию президента. Пока на "дорожном фронте" без перемен.

Поселок Басьяновский некогда был центром торфодобычи. Окружен болотами, поэтому для места вечного упокоения выбрали самый высокий и сухой участок в восьми километрах от жилых построек. До начала двухтысячных расстояния никого не пугали: к погосту вела узкоколейка, за состоянием которой следило торфопредприятие. Но затем все пришло в упадок, и узкоколейка стала разрушаться. Жители пытались спасти железную дорогу своими силами - открыли счет в банке, накопили на ремонт 77 тысяч. Но оказалось: чтобы ветка стала безопасной, надо заменить не менее двух тысяч шпал, а это почти полмиллиона рублей.

Поэтому остается одно - вывести на парад "пионерки". Мастерят это средство передвижения из списанных железнодорожных колесных пар, которые скрепляют спинками от железных кроватей и деревянным настилом. Главная двигательная сила - моторы от мотоциклов. Таких дрезин в поселке не менее полусотни. Раньше их брали только для поездок на охоту или рыбалку. А сейчас кто-то даже наладил бизнес: за возможность попасть на кладбище берут от 500 рублей до тысячи. Безопасность, естественно, никто не гарантирует.

- Ощущения непередаваемые. Едешь и видишь, что рельсы к шпалам не прикреплены, а иногда и вовсе лежат на земле, поскольку шпалы сгнили. Кажется, тележка вот-вот опрокинется, - рассказала Жанна Рябцева, руководитель исполкома ОНФ в Свердловской области.

"Фронтовики" приехали изучить обстановку на месте, прочитав письмо жителей Басьяновского. После визита активистов в поселок наведался министр транспорта региона Василий Старков. Ни о строительстве капитальной дороги, ни о содержании узкоколейки речи не идет. Решение проблемы власти видят в приобретении вездехода с прицепом наподобие тех, что используют нефтяники.

А пока глава поселковой администрации Анатолий Еремин просит односельчан проявлять солидарность и безвозмездно помогать землякам добираться до погоста.