09.05.2018 17:46
    Поделиться

    На Урале родители предложили заказать лимузин на выпускной в детсаду

    Можно ли сделать школу местом абсолютного социального равенства
    При подготовке к выпускному в одном из детских садов Екатеринбурга родители схлестнулись в жарких спорах. Одни предложили заказать лимузин, "пусть покатаются ребятишки", дорогой ужин в кафе, платья в одном стиле для девочек, фраки для мальчиков, золотые шарики и прочую "барскую" атрибутику. Другая группа "купеческие замашки" не оценила и настаивала ограничиться веселым праздником и традиционными подарками воспитателям. У первых смета расходов достигла 35 тысяч, у вторых - 15. Причем садик был не элитный, самый обычный. До выпускного всего ничего, а родители продолжают спорить, так что торжество теперь под угрозой.

    "Прайсы" выпускных в иных школах лучше не называть, некоторые родители берут кредиты, чтобы "быть на уровне". Одно платье для выпускницы порой дороже свадебного. Но если б только к выпускным разворачивалось подобное пиршество…

    Практически весь учебный год школы Свердловской области один за другим сотрясали скандалы, так или иначе связанные с деньгами. В одной из престижных гимназий подростку запретили приносить домашнюю еду, настоятельно "рекомендовав" есть вместе со всеми. В другой открыли платный гардероб, в третьей устроили "раздельное" питание: за отдельным столом кормили детей-льготников. Совсем уж дикий случай произошел в детском саду, где родители едва не подрались из-за игрушек: деньги на покупку сдали лишь некоторые, а играли все ребятишки.

    - Совсем с ума посходили, - прокомментировал дедушка ученицы одной из оскандалившихся гимназий. - Неужели хотя бы школу нельзя сделать равной для всех? Мы в советское время каменную кашу чаем холодным запивали и ничего - выросли, еду никто не делил.

    Обеспечение полного равенства в сфере образования - что это, утопия? Или в учебных заведениях можно выработать четкие правила для всех?

    Особая зона

    - Школа - это не казарма, не тюрьма, где все по разнарядке. Если нет равенства в обществе, откуда оно возьмется в отдельно взятом его институте? - размышляет Анатолий Меренков, директор департамента социологии УрФУ, почти десять лет возглавлявший одну из элитных гимназий Екатеринбурга. - У людей разный достаток, интересы, религиозная принадлежность. Причесать всех под одну гребенку не выйдет, да и не нужно этого делать. Дети от взрослых перенимают стремление бравировать, соперничать. Искусство педагогов в том и состоит, чтобы максимально оградить школы от подобных проявлений, подчеркивая индивидуальные особенности учеников. И не создавать неравенство искусственно, когда один может заплатить, а другой нет. Мы в гимназии, где учились дети далеко не бедных родителей, пресекали такие попытки на корню.

    Казалось бы, ну что такого - платный гардероб? Одежда у многих школьников сейчас недешевая, а в обычной раздевалке не хватает места. В конце концов, не хочешь - не плати. И все же, как показывает опыт, чтобы избежать ссор, лучше иметь гардероб один для всех.

    По мнению Анатолия Меренкова, конфликты сотрясают школы не случайно. Это следствие того, что учебные заведения практически отказались от воспитательной миссии, открыто заявляя: это место, где оказывают образовательные услуги. Классные руководители когда-то активно работали с родителями. Сегодня эта функция сведена к минимуму. Зачастую размолвки происходят из-за элементарного недопонимания, поскольку между родителями и педагогами нет контакта. Все обиды мамы и папы сразу выплескивают в соцсети. И вот уже готов скандал, и без следственных органов в нем не разобраться.

    Вашему не положено

    Правда, в конфликтах далеко не все однозначно. Возьмем, скажем, подростка, которому не разрешали есть домашнюю еду. Его мама сначала выложила в соцсеть об этом гневный пост, а через несколько часов удалила его. Один из родителей заметил: мальчик на самом деле и так питается вместе со всеми, но ест то, что ему отдают другие дети. Оказалось, мама давала сыну на обед корейскую морковку, и то не всегда, а парень-то растет, кушать хочет, вот и делились с ним одноклассники. То есть на самом деле корень маминой обиды даже не в том, что запрещают, а в горьком внутреннем осознании, что ей не хватает денег на нормальный обед сыну. При этом каждый день она возит ребенка из пригорода именно в эту школу, поскольку элитная. Приходится выбирать, на чем экономить: на питании или образовании. Как говорит один из родителей, а может, не стоит гнаться за внешним престижем? Устроить сына в обычную школу, возле дома?

    Зачастую размолвки происходят из-за элементарного недопонимания, поскольку между родителями и педагогами нет контакта

    Ну а что же педагоги? Имели они право не пускать мальчика за стол со своим обедом? По закону нет, никакими санитарными нормами это не ограничено. Просто перестраховались, вдруг начнется шум в соцсетях, мол, подросток питается тем, что осталось от других, потом еще назовут эту еду объедками, и пошло-поехало… Есть и более банальная причина: работникам пищеблоков выгодно, чтобы как можно больше детей ели в столовой. А еще для них настоящий праздник, когда обеды оплачены, а на занятия дети по какой-то причине не пришли, например, из-за эпидемии гриппа.

    Как следовало поступить руководству гимназии? По признанию завуча одной из школ, исходить надо из интересов ребенка. Неважно, с собой он обед принесет, купит в столовой или вовсе сходит поесть домой на перемене. Главное - чтобы был сыт и здоров.

    - Все проблемы, в том числе этического характера, школа при мудром подходе в состоянии решить, - уверен Август Белкин, заслуженный деятель науки России, проработавший почти 20 лет директором школы еще во времена СССР. - Но сторонам для начала стоит хотя бы увидеть друг друга. В конечном итоге это в интересах детей.

    По его словам, в годы тотальных запретов он разрешил парням-старшеклассникам ходить без формы. В министерских приказах и в уставе школы на этот счет ничего не сказано, вот и получилось: что не запрещено, то дозволено.

    - Вы бы видели, как парни сразу расправили плечи, когда надели пиджаки и галстуки. Они в 16-17 лет уже взрослые. Им важно казаться мужественнее. Так что нет и не может быть догм в воспитании, в какое бы время мы ни жили, - резюмирует Август Белкин.

    Бедный - богатый

    Сегодня дотация на питание в школах Екатеринбурга - 76 рублей в день, остальное могут добавить родители. Стоимость обеда, как правило, 110 - 120 рублей. Есть, по словам начальника департамента образования Екатеринбурга Екатерины Сибирцевой, учебные заведения, где сами родители сдают только по 65 рублей. И где тут социальное равенство?

    - Как объяснить ребенку, что яблоки ему не положены? - говорит классный руководитель одной из гимназий. - Приходится следить, как бы кто не взял "чужие" фрукты. Ситуация унизительная.

    Прокуратура нашла выход: детей-льготников и "платников" посадили за один стол через одного, то есть, по сути, чередуя по принципу "бедный - богатый". Не знаем, как решить проблему, разводят руками директора...

    По словам Игоря Попырина, управляющего одного из екатеринбургских комбинатов питания, раньше родители детей-льготников имели возможность добавить к тем самым 76 рублям свои деньги, чтобы у ребенка получился полноценный обед. В 2018-м от этой практики отказались. Сейчас, чтобы школьник хорошо питался, к его "государственному" приходится покупать обед за полную стоимость. Как считает Игорь Пупырин, видимо, так легче вести учет казенных денег. Ну а легче ли стало семьям малоимущих?

    - Школа должна стать местом абсолютного социального и педагогического равенства, - отмечает Август Белкин. - Но это невозможно без учета индивидуальных особенностей детей, их здоровья, социального положения семьи, достатка родителей и даже их культурного уровня. Чтобы избежать противостояния, руководителям школ и педагогам необходимо обладать особой мудростью. И родителей к этому призывать.

    Мнение

    Наталья Хейфец, психолог некоммерческого объединения "Семья детям":

    - Подростку важно дать понять, что значимость, сила личности определяются не только материальными ценностями. Парень, занимающийся спортом, выглядит круче, чем хлюпик с самым дорогим гаджетом. А интеллект, чувство юмора важнее, чем ранец от Луи Виттон или дизайнерские кроссовки. Конечно, далеко не все взрослые спокойно относятся к социальному неравенству, а подростки - тем более. Для них обладание вещами "не хуже, чем у других" - один из важных элементов позиционирования в коллективе. Поэтому убеждения на уровне "будешь хорошо учиться, вырастешь, купишь себе телефон еще лучше" не работают. Крутой телефон необходим сегодня, а не завтра, потому что подростку важно сформировать о себе мнение среди сверстников: мальчикам - достойно выглядеть перед девочками, девочкам - нравиться мальчикам. Задача взрослых - помочь подростку проявить себя в том, чем уникален именно он, найти то, в чем сила его, а не окружающих вещей.

    Кстати

    В Финляндии уже более 70 лет школьников кормят бесплатно, причем предлагают несколько блюд. Педагогам остается убедить детей, что половину рациона должны составлять полезные блюда, салаты, овощи и т. д. Кроме того, у учащихся есть возможность выбрать вегетарианское меню или блюда для любителей мяса.

    Поделиться