09.05.2018 18:52
    Поделиться

    В Москве в "Бессмертный полк" вступили более миллиона человек

    В людском море как корабли качаются портреты молоденьких лейтенантов, девушек с косами вокруг головы, взрослых мужчин в буденовках... По Тверской улице Москвы идут Память и Справедливость.

    Ожившая через черно-белые фотографии память о воевавших прадедах и восстановленная по отношению к ним же справедливость: герои Великой Отечественной войны должны увидеть наш главный праздник хотя бы с самодельных плакатов. Только в столице в "Бессмертный полк", по предварительным прикидкам, вступило около миллиона человек. Когда томские журналисты придумали очередную (среди многочисленных, часто протокольных) акцию ко Дню Победы, вряд ли кто-то мог представить, что шествие "Бессмертного полка" до такой степени объединит народ и будет сопровождаться самыми неподдельными и искренними чувствами. Электрички, прибывающие к Белорусскому вокзалу, выпускают людей с транспарантами, в метро, без преувеличения, не протолкнуться. И главное - кругом лица единомышленников, людей, которых объединяет гордость за свою страну и за ее героев. У рядового Калимуллы Сафина, попавшего в плен под Вязьмой и погибшего в концлагере, есть внук и правнук.

    Последний хотя и сидит пока на плечах у отца, но уже понятно, что точно не спутает, кто с кем воевал во Вторую мировую и кто тогда победил. Его отец в течение коротких пяти минут, пока мы ждем начала марша, в мельчайших подробностях рассказывает о боевом пути 561 полка 91 дивизии, где служил дед. Ему странно слышать, что героев Великой Отечественной вдруг стало нужно защищать от недобросовестных политиков, конъюнктурных историков, просто скептиков и недоучек, "не помнящих родства". Он очень хорошо помнит, кому обязан жизнью. Как и тысячи и тысячи, влившихся вчера в "Бессмертный полк".

    Среди них - 17-летний Дмитрий, правнук Двойнишниковой Лиды - красавицы и умницы, медсестры и связной, начавшей войну в Новгороде, потом защищавшей Москву, участвовавшей в штурме Кенигсберга, а потом воевавшей в Японии.

    Со своими серьезнейшими ранениями и контузиями Лидия Михайловна (тезка героини распутинских "Уроков французского") всю послевоенную жизнь преподавала в начальной школе и пережила 20 век.

    Как рассказывают ее родственники, никогда, даже будучи прикованной к постели, не теряла "стрежня", не ныла и не обижалась на судьбу.

    Приучила всех к тому: 9 Мая - главный праздник. Ее правнук из того поколения, о котором иногда говорят, что им все равно, что Великая Отечественная, что Куликовская битва. Но именно его ровесников на удивление много в рядах "Бессмертного полка".

    Тысячи и тысячи россиян, влившиеся в "Бессмертный полк", хорошо помнят, кому они обязаны жизнью

    Бескрайний поток человеческих судеб, сконцентрированных в нескольких строках подписей к старым фотографиям, можно читать как книгу. Но иногда глаз выхватывает определенно знакомые лица. Мой остановился на сероглазом майоре Новоселове. Родился в Тверской области, служил в Архангельске... Родственник? Дед? Но когда мимо в фотографиях "прошло" полредакции (Васильчиков, Колесников, Козлов, Гаврилов, и еще один Козлов, а потом еще Новоселов), стало ясно: мы все однополчане.

    Поделиться