Гораздо больше говорит о приеме российского фильма на главном европейском фестивале реакция журналистов на сегодняшнем просмотре для прессы. Он начался в 8.30 утра - забитый под завязку огромный зал "Дебюсси" и дружные аплодисменты на финальных титрах свидетельствовали: перед нами серьезное художественное явление. О том же говорит и переполненный зал пресс-конференции, где, если фильм не кажется верным претендентом на призы, всегда много свободных мест.
По центру - пустующее кресло режиссера фильма Кирилла Серебренникова: он все еще под домашним арестом. Участвуют продюсеры фильма с российской и французской стороны Илья Стюарт и Шарль-Эврар Чехов, оператор Владислав Опельянц, актеры Ирина Старшенбаум, Тео Ю, и Рома Зверь. Вел пресс-конференцию Жоэль Шапрон.
Как сказал исполнитель роли Виктора Цоя корейский актер Тео Ю, в образе своего героя он видит смесь американской музыки, русской поэзии и корейской харизмы. Цой известен в Корее, но предложение сыграть русского рок-музыканта было для Тео Ю полной неожиданностью. Он не знает русского языка, пользовался им чисто фонетически, а теперь может даже читать по русски, правда, не понимает смысла.
Оператор Владислав Опельянц подробно рассказал о визуальной стороне фильма: авторы старались уйти от гламура, но при этом сохранить ощущение спонтанности действия, как бы расширить горизонты кадра. По жанру картина - почти мюзикл, в ней много музыкально-фантазийных моментов, и применение анимации в этих эпизодах было неожиданностью для самих участников съемочной группы. Владислав Опельянц предположил, что Кирилл Серебренников, арестованный до того, как фильм был полностью снят, и вынужденный его монтировать дома, искал выход из положения и придумал эти приемы с анимационным преобразованием изображения. От себя добавлю, что эти музыкальные фрагменты отношу к самым удачным в превосходно придуманном, сыгранном и снятом фильме.
Хотя в картине действуют реальные, к тому же культовые фигуры русского рока, это ни в коем случае не байопик - это авторское ощущение неповторимых 80-х с их надеждами и ожиданием перемен, фильм о самых драгоценных из человеческих чувств - чувствах свободы и любви. Фильм энергетически накаленный и спаянный общей любовью всей его команды к выбранному материалу, эпохе, ее героям, своему делу и своему лидеру.
Я опасался, что, приглашая картину в конкурс, Каннский фестиваль делает некий жест солидарности и, стало быть, обидного снисхождения. Предположения некоторых коллег не оправдались: фильм способен развеять любые предубеждения, он станет ярким художественным событием в кинематографе и безусловно заслуживает фестивальных наград.
Таковы первые впечатления сразу после просмотра. Подробности - в рецензии, которая вскоре выйдет.