Сейчас инспекторы проверяют путевую документацию на стационарных и передвижных постах транспортного контроля на федеральных автодорогах, которые согласованы с владельцами дорог и МВД, пояснил "РГ" заместитель руководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов. Но инспекторы не могут проверить, как идет посадка в автобус и насколько полно перевозчики соблюдают требования по регистрации пассажиров перед рейсом и передачи данных о них в единую базу. Напомним, любой пассажир международного автобусного рейса должен иметь на руках билет, купленный по паспорту, точно так же, как и на поезд или самолет.
Однако "серые" перевозчики не соблюдают это требование и осуществляют посадку пассажиров где попало, лишь бы не платить администрации автовокзала или остановочного пункта за аренду и обслуживание. В Ространснадзор поступают жалобы от пассажиров о посадке и высадке из международных автобусов вне автовокзалов и автостанций, например, у железнодорожных вокзалов, отмечают в минтрансе. Кроме этого, часто автобусы выходят в рейс без технической проверки.
По словам Ахохова, как правило, наши перевозчики за пределами России дисциплинированы. Нарушений со стороны тех, кто осуществляет международные перевозки, не очень много, поскольку тем компаниям, которые допускают от 5 до 10 нарушений, могут не продлить разрешения на перевозки либо отказать в увеличении их числа. "Все регулярные перевозчики работают в рамках международных соглашений. Минтранс России выдает разрешения, квотирует, утверждает графики. Как правило, перевозки осуществляются на паритетных принципах", - отметил Ахохов.
Решения о согласовании маршрутов принимаются Комиссией по рассмотрению материалов о функционировании регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении. При этом минтранс исходит из позиции о приоритетном развитии регулярных перевозок, отметили "РГ" в Росавтотрансе.
По данным реестра Росавтотранса, между Россией и 23 иностранными государствами действуют 618 регулярных международных автобусных маршрутов. Также в реестре три маршрута, транзитом проходящих через территорию России. Больше всего маршрутов на Украину (247), Казахстан (92), Беларусь (56), Китай (51), Молдову (40). В Южную Осетию, Грецию, Иран, Норвегию и Чехию ведет по одному автобусному маршруту. Всего межправительственных двусторонних соглашений о международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении заключено с 54 странами.
Объемы международных автоперевозок растут, открываются новые маршруты. Так, Россия и Китай намерены оценить перспективы маршрута Новосибирск - Далянь. Тестовый автопробег запланирован на вторую половину мая. За 12 дней колонна преодолеет около шести тысяч километров, проехав через Харбин, Забайкальск, Читу и Красноярск.