Минувшей зимой на дороги Новосибирска высыпали порядка 86 тонн антигололедной песко-соляной смеси. На конец апреля этого года, по данным главного управления благоустройства и озеленения мэрии (ГУБО), вывезено 11,3 тонны смеси, то есть всего тринадцать процентов. Еще какая-то часть была убрана с дорог вместе со снегом. Городские власти бросили на борьбу с грязью и пылью шестьдесят механизированных подметально-уборочных комплексов, десять подметально-вакуумных и 94 поливомоечные машины. Мэрия закупила самую крупную за последние годы партию новой уборочной техники - 49 единиц, в том числе "пылесосы" и вакуумную машину, позволяющую подметать в труднодоступных местах. Чиновники утверждают, что это качественно улучшит санитарное содержание проезжей части городских дорог и тротуаров.
Несмотря на это, горожане продолжают задыхаться, называя мегаполис Пылесибирском по аналогии с Грязебургом - так окрестили Екатеринбург его жители. Первым делом новосибирцы "обвиняют" песко-соляную смесь. Ужесточить требования к ее составу потребовали депутаты горсовета. Специалисты утверждают, что доля глины в смеси (мелкие фракции, превращающиеся в пыль) постепенно сокращается. Если раньше она составляла два-три процента, то теперь - не более 0,5. Есть регионы, в которых используют пески крупного дробления (в таких нет мелкодисперсных частиц), но они в два раза дороже.
- Мы изучили опыт других городов, в частности, схожего по климату Екатеринбурга. Здесь уже десять лет не используют песко-соляную смесь, а посыпают дороги противогололедными материалами, в составе которых есть реагенты. Результат сомнителен, потому что горожане недовольны и реагентами, - отметил начальник ГУБО Юрий Сердюк.
Выводы о том, из чего все-таки состоит песко-соляная смесь, а также образующиеся в городе пыль и грязь, обещают представить в ноябре этого года. Ученым Института почвоведения Сибирского отделения Российской академии наук заказано исследование, которое они проведут детально, в несколько этапов. Подобная работа проводится в Екатеринбурге Институтом промышленной экологии УрО РАН. Специалисты проанализируют и "определят вклад различных источников в формирование загрязнения города".
Впрочем, в правительстве Новосибирской области предложили свое решение. Здесь настаивают на комплексном благоустройстве улиц Новосибирска. Врио губернатора региона Андрей Травников, ссылаясь на опыт Красноярска, отметил, что начинать надо с замены бордюрных камней.
- У нас даже на центральных улицах бордюрного камня фактически нет - газон нависает над проезжей частью. Соответственно, грязь и грунт смываются на дороги. Если это не устранить, мы не победим проблему пыли никогда, - заявил Травников на очередном оперативном совещании.
Но и газонов как таковых в городе практически нет - есть открытые земляные площадки. Это признали члены рабочей группы горсовета по вопросам улучшения экологической обстановки в Новосибирске. На заседании группы Юрий Сердюк сообщил, что идеальный ремонт газона с использованием белого щебня и биорешеток обойдется в одну тысячу рублей за один квадратный метр, и еще чуть более четырех тысяч рублей стоит один метр бордюра из гранита. В Екатеринбурге пошли на такие траты, а для Новосибирска, признают в ГУБО, это очень дорого. Специалисты составили смету экономварианта. Средняя стоимость ремонта с частичным выполнением стандартов составит 262,6 рубля за квадратный метр. К примеру, на благоустройство (без замены бордюров) улицы Богдана Хмельницкого потребуется не менее восьми миллионов рублей.
Очевидно и то, что проблема пылевых бурь кроется в масштабных источниках открытого грунта в мегаполисе - строительных площадках, с которых грузовые автомобили вывозят грязь. На днях специалисты департамента строительства и архитектуры мэрии совместно с представителями районных административно-технических инспекций (РАТИ) проверили 113 площадок.
- На 45 из них было зафиксировано 75 замечаний, - сообщил заместитель начальника управления строительства и инженерного обеспечения мэрии Новосибирска Александр Колмаков. - В течение трех-пяти дней застройщики должны их устранить.
Штраф за выезд автотранспорта со строительной площадки без предварительной мойки колес достаточно суровый: для должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей, для юридических - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Между тем, как отметил член рабочей группы горсовета по вопросам улучшения экологической обстановки, общественник Алексей Мазур, в Новосибирске нет централизованной службы, которая бы занималась контролем стройплощадок, а также многочисленных разрытий улиц и мест прокладки инженерных коммуникаций, и штрафовала бы за нарушения. Раньше этим занималось управление административно-технических инспекций, но в 2014 году его ликвидировали, передав функции РАТИ. В результате централизованный контроль был утрачен.
Организации (в основном ресурсоснабжающие), приступая к ремонту коммунальной и инженерной инфраструктур, вносят плату в главное управление архитектуры и градостроительства мэрии. Но плата эта несущественная: например, разрыть 500-метровую трассу на три месяца стоит всего шесть тысяч рублей, а вырыть полукилометровую траншею для прокладки кабеля - двенадцать тысяч. Алексей Мазур предлагает увеличить эти суммы, но плату брать только за дни проведения непосредственно земляных работ. "Так мы получим дополнительный доход в бюджет города, а у коммунальщиков появится стимул быстрее делать ремонт и не срывать сроки", - пояснил он.
По мнению архитектора Татьяны Иваненко, сегодня правила благоустройства трактуются широко, каждый из проектировщиков или застройщиков понимает их по-своему. Лишь пара организаций - участников приоритетного проекта "Комфортная городская среда" - включили в свои планы такие критерии как чистота и долговечность тротуаров.
Впрочем, есть и иное мнение: избавиться от весенних последствий можно легко, если своевременно убирать улицы. Однако только в огромном Кировском районе сегодня на уборке территории работают всего семнадцать дворников.
Между тем
Мэрия Омска впервые закупила шампунь для мытья городских улиц. В городском управлении дорожного хозяйства и благоустройства сообщили, что в сутки будут мыть около 450 тысяч квадратных метров (общая площадь дорог в Омске - около 9,5 миллиона "квадратов"). Ежемесячные расходы на шампунь оценили в 350 тысяч рублей. Ранее в городе делали акцент на уборке прибордюрной пыли, причем чистку проводили в основном вручную.