Реальность быстро излечила его от такого отношения к происходящему. Но ведь даже в ленинградских послевоенных дворах дети с упоением бегали с деревянными мечами, пистолетами и автоматами. Сейчас им на смену пришли точные реплики оружия реконструкторов и компьютерные "шутеры" (англ. shoot - стрелять). Почему в мужчинах так сильна тяга к оружию и сражениям - этот вопрос корреспондент "РГ" задала нескольким экспертам.
В обществе отношение к военным играм сейчас весьма неоднозначно. Сначала в 1990-е годы сформировалось негативное отношение к армии в целом, особенно к армии по призыву. Однако желание защитить своих детей от "дедовщины" или возможности попасть в так называемые "горячие точки" - сейчас, к слову, это в принципе невозможно, в таких местах служат только военнослужащие по контракту и только по собственному решению - иногда может сыграть с будущим мужчиной злую шутку.
- В военкомате я часто вижу, как юношей, которые готовятся стать офицерами, делать военную карьеру, за необходимыми справками приводят мамы, буквально за ручку, - рассказал представитель городского военного комиссариата Владимир Аникеев, который в свое время воевал в Афганистане. - "Мы, говорит, поступаем в военное училище. - Вас, говорю, мадам, туда по возрасту не возьмут". Эти женщины не понимают, что делают своим сыновьям только хуже.
По мнению Аникеева, роль армии в жизни современного молодого человека можно сравнить с древним обрядом инициации: "Суть не в том, чтобы подвергнуть юношу жестоким и бессмысленным испытаниям. Главное - познакомить его с миром и научить жить в коллективе".
Такую же роль, но в более облегченном варианте, выполняют, пожалуй, военные игры типа "Зарницы". Так считает, например, чемпион России и Азии по версии WBA боксер Ростислав Плечко - президент Межрегиональной общественной организации "РОСТ", одно из направлений работы которой - организация масштабных военно-тактических игр с привлечением боевой техники. Через подражание взрослым дети учатся: развивают воображение, тренируют навыки коммуникации.
- Участие в подобных играх дает возможность подняться над рутиной реальности, переключить внимание с насущных проблем на тактические задачи, расширить круг общения, попробовать себя в чем-то новом, - продолжает он. - Вспоминает ли кто-либо из играющих, будь то ребенок или взрослый, о том, как по-настоящему страшна и уродлива война? Не думаю. Все-таки это - эрзац, и все происходящее в этой суррогатной реальности - понарошку.
А вот реконструкторы так, кажется, не думают. Для них принципиально важно, чтобы воссозданная реальность как можно более полно соответствовала оригиналу. Они шьют средневековые костюмы без применения швейной машины, совершают пешие марш-броски с оружием - как это делали солдаты времен Отечественной войны 1812 года, и нет для реконструктора большего позора, чем быть уличенным в том, что элементы его костюма или вооружения - от разных полков, к примеру.
- Ни для кого не секрет, что из девочек вырастают женщины, а из мальчиков - просто большие мальчики. У меня есть знакомые, обожающие настольные игры, и приятели, рядящиеся тевтонцами, тамплиерами, русскими витязями, солдатами времен Второй мировой войны. Сам я давно разлюбил всяческое оружие, но к реконструкторам по-прежнему привязан, - рассказывает петербуржец Алексей Васильев. - Их увлечение по-своему очень романтично и слегка наивно - они воссоздают атмосферу жестоких лет и великих сражений, но только без убийств и трупов. Это куда гуманнее и интереснее, чем оказаться на настоящей войне.
- Почему реконструируют именно сражения? Это яркие моменты истории, которая все-таки меряется не от барокко к классицизму, а от Семилетней войны к Наполеону, - поясняет руководитель клуба "Реконструкция" Алексей Волков. - Но из увлечения рыцарскими турнирами рождается уже новый вид спорта - создана федерация средневековых боев, в начале мая в Москве прошел очень зрелищный "Турнир святого Георгия", который детально воспроизводит европейские рыцарские состязания XV века.
И вот здесь, кстати, уже возможно отступление от исторической правды. Участники турнира часто используют титановые доспехи вместо стальных - они намного прочнее и намного легче. То есть реконструкция - это уже не только хобби, но и материальная культура, и зрелища, то есть рыночный сегмент.
- Сейчас набирает популярность событийный туризм, и у реконструкторов здесь отличные перспективы. Что может быть интереснее, чем на несколько часов перевоплотиться в Добрыню Никитича или Олафа Трюгвассона? - согласен Васильев. - Но по большому счету реконструктор - это практикующий историк, который примеряет на себя быт и тяготы выбранной им эпохи. Он и портной, и конюх, и кузнец, и повар. Конечно, еще и немного "сумасшедший", но нам всем свойственно куда-то сбегать от повседневной рутины.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что наибольшую опасность представляют для современного молодого человека компьютерные игры. Тут и разрыв социальных связей, и ослабление коммуникативных навыков, и провоцирование агрессии, и уход от реальности, который дает возможность "засейвиться" (англ. save - сохранить), сохраниться в игре и затем начать с того места, где ты остановился или даже "погиб". Многие также обращают внимание на крайнюю жестокость компьютерных игр. Однако по данным Павла Голубева, директора по развитию холдинга Cyberspace, связь между виртуальной и реальной агрессией не доказана.
- Буквально в начале этого года были представлены результаты исследования Университета Йорка, где в очередной раз подтвердился тезис о том, что видеоигры не влияют напрямую на рост агрессии, - рассказал он. - В нашем холдинге в рамках киберспортивного подразделения представлены команды по "шутеру" Counter Strike. В поведении профессиональных игроков, которые увлекаются этим жанром уже много лет, нет каких-то выраженных девиаций: есть работа, семья, дети и позитивные цели в жизни.
По мнению Голубева, сто лет назад играли с бутафорскими саблями, а теперь предпочитают пистолеты и винтовки. Видеоигры просто расширяют существующие возможности.
- При этом важно понимать, что каждому подобному продукту на рынке присваивается возрастной рейтинг, который является в первую очередь сигналом для родителей, - продолжает Голубев.
И с ним согласен реконструктор Алексей Волков:
- Мой 9-летний сын увлекается игрой World of tanks, и благодаря ей отлично знает модели танков Второй мировой. А в выходные я повезу его в музей смотреть на настоящие танки. Объяснить ребенку разницу между компьютером и суровой жизненной реальностью - задача семьи.
Компьютерные игры могут провоцировать ожирение. Как сообщают СМИ со ссылкой на исследования Университетского колледжа Лондона, виртуальная активность провоцирует потребление более калорийной пищи. В опыте приняли участие 72 добровольца, которым предлагалось выбрать себе перекус. Часть из них при этом воевали в условиях реальности Call of Duty ("Долг зовет") или добивались футбольных титулов в спортивном симуляторе FIFA. Контрольная группа для сравнения просто смотрела телевизор. Игроки в итоге съели больше, а выбирали более калорийные и сладкие продукты. В реальности эти запасы энергии почти не расходуются, поэтому такое пищевое поведение может быть опасно для здоровья.