10.05.2018 21:20
    Поделиться

    Ситуация с Ираном грозит торговой войной между Европой и США

    Президент США атакует международный порядок. Есть ли у Европы чем ответить и станет ли она отвечать?
    Уже на следующей неделе США объявят о новых, "неимоверных санкциях" против Ирана. Как сообщила официальный представитель главы Белого дома Сара Сандерс, эти меры призваны "оказать максимальное давление на Тегеран", поскольку, с точки зрения Трампа, ограничения, введенные до заключения ядерной сделки, не принесли ощутимого эффекта.

    Хотя контуры будущих санкций уже видны, американская администрация не озвучила их ключевую деталь. Как объяснил РИА Новости дипломатический источник в Брюсселе, если Вашингтон применит против Тегерана так называемые экстерриториальные ограничительные меры, это будет означать, что европейским компаниям придется сделать выбор между экспортом в Иран и экспортом в США. А Евросоюзу предстоит принять труднейшее для него решение, предпринимать ли ответные действия против американского бизнеса, если Белый дом ограничит в правах производителей Старого Света, продолживших работать с Тегераном. Такой сценарий приведет к полномасштабной торговой войне с Вашингтоном, чего еврочиновники хотели бы любой ценой избежать.

    Впрочем, даже в том случае, если введенные против иранцев санкции на данном этапе не будут напрямую угрожать европейским компаниям, неизбежно сработает психологический эффект, который представитель агентства по экспорту бельгийской Валлонии Паскаль Делькоминет назвал "Дамокловым мечом для бизнеса". Страх перед различными последствиями, которые может повлечь ослушание Вашингтона, заставит большинство производителей ЕС свернуть сотрудничество с Тегераном, даже если формально им ничего сегодня не угрожает.

    Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф рассчитывает уже в ближайшее время провести встречи с коллегами из Франции и Британии по поводу перспектив Совместного плана действий, подписанного в 2015 году. До сих пор позиция единой Европы в отношении ядерной сделки с Ираном на словах выглядела обнадеживающей. Практически все влиятельные лидеры Старого Света выразили сожаление по поводу выхода Вашингтона из соглашения и объявили о готовности и дальше соблюдать его условия. Тем не менее подобные обещания не дают Тегерану стопроцентных гарантий того, что он сможет и впредь воспользоваться экономическими выгодами, которые получил, заморозив программу по обогащению урана. К тому же, дав такого рода обещания на словах, руководство Евросоюза не в состоянии повлиять на политику частного бизнеса, если тот для сохранения партнерских отношений с США выйдет из совместных с Ираном проектов.

    Агентство Франс Пресс сообщило о договоренности лидеров Франции и Ирана безотлагательно создать "рабочие группы" для предоставления гарантий того, что европейские компании продолжат работу с Ираном. Но эти рамочные планы, согласованные в телефонном разговоре на высшем уровне, на практике не означают, что такого рода гарантии будут подготовлены, а главное, реализованы. Позиции Елисейского дворца, как, впрочем, и других европейских подписантов Соглашения с Ираном 2015 года выглядят двойственными. С одной стороны, страны Старого Света не хотят развала Совместного с Тегераном плана действий. С другой, тот же президент Франции Эмманюэль Макрон неоднократно заявлял о необходимости улучшить заключенный ранее договор, чтобы тот охватывал "ракетную деятельность Ирана в регионе". Можно предположить, что экономические гарантии, на которых настаивают иранские руководители, европейские лидеры свяжут с "более широкими рамками ядерного соглашения". Но также очевидно, что на этот шаг официальный Тегеран не пойдет - президента Хасана Роухани и без того жестко критикуют внутри страны за слишком большие уступки, сделанные Западу. Как заявил в четверг заместитель командующего Корпусом "стражей исламской революции" генерал Хосейн Салами, для Ирана "не дипломатия, а сопротивление является единственным путем противодействия врагам". Так что Совместный план действий образца 2015 года после выхода из договора США выглядит обреченным на постепенное забвение со всеми вытекающими из этого последствиями.

    "Европейские союзники США смирятся с тем, что их попытки сохранить сделку с Ираном ни к чему не приведут", - прокомментировал ситуацию The Washington Times бывший заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями Роберт Джозеф. В то, что соглашение с Тегераном, несмотря на все сказанные по этому поводу на высшем европейском уровне ободряющие слова, удастся сохранить, похоже, не верит большинство СМИ Старого Cвета. Как цинично написала Frankfurter Allgemeine Zeitung, "сделка с Ираном не будет стоить и ломанного гроша", сколько бы европейцы ни пытались и дальше держаться за соглашение. А вот последствия для миропорядка, вызванные решением Трампа разорвать договор, выглядят, с точки зрения европейской прессы, катастрофичными.

    Трамп стер в порошок основной принцип международного права, который звучит так: "Договоры должны соблюдаться"

    Французская Le Monde дает этому как минимум три объяснения. Первое - действия Белого дома могут привести к распространению ядерного оружия в особо взрывоопасной зоне Ближнего Востока: о желании обзавестись "не мирным атомом" в четверг уже объявила Саудовская Аравия. Во-вторых, Трамп стер в порошок основной принцип международного права, который звучит так: "Договоры должны соблюдаться". И, наконец, в-третьих, своими односторонними решениями, вопреки мнению союзников, Трамп поставил под сомнение существование трансатлантического сообщества.

    Большинство западных комментаторов убеждены, что развал соглашения вернет Иран к его прежним планам по обогащению урана. В этой связи весьма любопытным выглядит объяснение причин, по которым Белый дом вышел из ядерной сделки, данное советником Трампа по национальной безопасности Джоном Болтоном. Тот в статье, опубликованной The Washington Post, утверждал: "Президент США изучал сделку с Ираном более года и, придя к выводу, что она подрывает безопасность американского народа, покончил с участием в ней США". О безопасности европейского народа, который смотрит на договор с Ираном иначе, чем Белый дом, Болтон даже не упомянул...

    Поделиться