10.05.2018 15:08
    Поделиться

    В прокат вышел фильм-биография Мэри Шелли "Красавица для чудовища"

    Мировая премьера фильма женщины-режиссера из Саудовской Аравии Хайфы Аль-Мансур "Мэри Шелли" состоялась в сентябре 2017 года на кинофестивале в Торонто. В Канаде этот полнометражный дебют, поднимающий актуальную тему женских прав, принят был хорошо, и вот спустя полгода картина добралась до России. Но уже с другим названием - "Красавица для чудовища".

    Зрителям придется не перепутать картину с известным произведением "Красавица и чудовище", на что, собственно, и рассчитывают прокатчики. Ибо большую кассу эта костюмная драма, посвященная когда-то хорошо известной английской писательнице XVIII века, соберет вряд ли.

    Для бОльшей прибыли, в первую очередь, на главную роль в картине была привлечена звезда "Малифисенты", "Рокового искушения", "Неонового демона", "Трамбо" и других фильмов юная Эль Фаннинг. Но тут случилось яркое перерождение. Актрисе удалось проникнуться образом 18-летней Мэри Шелли настолько, что она сама получила удовольствие и размах для игры, гораздо большие, чем в коммерческих блокбастерах. Эль Фанинг доказала что может быть в кадре не просто хрупкой фарфоровой "белоснежкой", но человеком со стержнем, принимающим решения, порой не соответствующие ее юному возрасту.

    Кто подразумевается под чудовищем? Кандидатур на эту должность две. Прежде всего, речь, конечно же, о "Франкенштейне". Самое знаменитое произведение Мэри Шелли, имевшее целый ряд трактовок. Тут можно вспомнить и фильмы "Франкенштейн" Кеннета Браны 1994 года, и "Виктора Франкенштейна" Пола Макгигана 2015 года, и спектакль "Франкенштейн" британского Королевского театра с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли 2011 года. Франкенштейнам в искусстве несть числа. И мало кто помнит, кто именно придумал первого.

    Как из измученной страданиями женской души рождается поэтический образ монстра Франкенштейна - вот основная линия картины "Красавица для чудовища". Талантливой девочке выпала непростая судьба. Мать умерла рано. Со сцены на кладбище, на могиле матери и начинается картина. Не в силах совладать с непростым ребенком, отец и его новая жена отправляют ее подальше от дома набираться ума. И тут случается ее встреча со вторым претендентом на роль "чудовища" - поэтом Перси Биши Шелли.

    Актеру Дугласу Буту (удивительно похожему на нашего Риналя Мухаметова или наоборот) удалось создать образ талантливого красавца-революционера с лихорадочным блеском в глазах, при виде которого женщины теряли головы. Он был женат, у него был ребенок, но строптивую Мэри это не остановило - она пошла на все, включая разрыв с отцом, чтобы реализовать свое право на свободную любовь.

    Маленькая квартира, бедность, необходимость приютить у себя сводную сестру… Молодости все нипочем. Пока не случается горе, которое заставляет быстро взрослеть. Таким горем для Мэри Шелли стала смерть ребенка. На фоне него даже измены любимого казались чем-то малосущественным, хотя и ранили.

    "Отцом" Франкенштейна, как произведения, в фильме невольно становится лорд Байрон. Именно по его задумке молодые люди затеяли игру в привидения, что натолкнуло Мэри на идею будущей книги. Байрон - гуляка и бабник, таким его изобразил актер Том Стерридж. Никакого холодного красавца, изгнанника, "гонимого миром странника" тут нет. Есть повеса с неизменной бутылкой в руке. Можно было бы сказать третий кандидат на роль чудовища, но ограничимся двумя предыдущими. Уж больно симпатичный образ лукавого бесенка создал Стерридж.

    Но Мэри Шелли ждет еще одно испытание - невозможность в силу дискриминации женщин в английском обществе XVIII века подписывать книги своим именем. Все перечисленное закаляет простую девушку, буквально выросшую в книжном магазине, и превращает ее в одну из известных и влиятельных фигур своего времени.

    Что стоит подчеркнуть в работе Эль Фаннинг - во всех смыслах слова ей удалось создать образ женщины-творца "с прямой спиной". Хотя, возможно, этого требовала от нее режиссер.

    Хайфа Аль-Мансур обрела громкую известность еще в 2012 году, когда ее дебютная картина "Ваджда", полностью снятая в Саудовской Аравии, получила несколько наград на Венецианском кинофестивале и стала первым в истории фильмом из Саудовской Аравии, номинированным на премию "Оскар". Стоит ли говорит о том, что и эта картина посвящена борьбе женщин за свои права. Ее героиня - девочка, которая хочет кататься на велосипеде, но это позволено только мальчикам.

    Сегодня Хайфа Аль-Мансур живет в Лос-Анджелесе. Дети ее стремительно американизируются, о чем она рассказывает в интервью. Но основную тему своего творчества режиссер не оставляет. Сейчас снимает документальный фильм для Netflix об афроамериканке, которая пытается подогнать свою внешность под европейские стандарты красоты.

    Поделиться