Жолдошбай Адаев - один из немногих участников Великой Отечественной войны, проживающих сегодня в области. Сегодня ему 95, но, несмотря на преклонный возраст, стариком он себя не считает. Каждый день ветеран выходит в сад, обрезает высохшие ветки деревьев, вносит удобрения. Здесь же его любимая беседка, на столе - фронтовые альбомы и письма товарищей, с которыми он поддерживает связь после войны.
Внучка ветерана Гульмира Токтобаева наливает чай и вместе с детьми усаживается поудобнее, чтобы послушать военные рассказы деда.
- Первым я посадил орешник, он долгожитель, как и я, - рассказывает Жолдошбай Адаев. - Весь этот сад - моя гордость и радость. Здесь дышится легко, молодость вспоминается, мои фронтовые товарищи. Прошел среди деревьев - словно с однополчанами встретился. Потом садимся пить чай. Рассказываю внукам о том, как воевали, делились друг с другом патронами и хлебом, прятались от дождя под одной плащ-палаткой. Я уже плохо помню фамилии друзей, поэтому назвал деревья их именами.
Жолдошбай ушел воевать, когда ему едва исполнилось восемнадцать. Ранним сентябрьским утром 1942 года воинский эшелон увез его и еще несколько земляков в далекую Москву. В пути были почти неделю, и все это время он с нетерпением ждал, когда увидит большой город, о котором столько читал в газетах. Часть, где ему предстояло начать службу, формировалась на Чистых прудах. Два месяца их, парней из киргизской глубинки, обучали, как надо держать оружие, прицеливаться, стрелять, ходить в штыковую атаку. А первое боевое крещение Жолдошбай Адаев получил под Калугой. Сначала молодого солдата пугал свист пуль и грохот орудийных залпов, но со временем страх отступил, а на смену пришло огромное желание выжить и победить врага.
Вместе с товарищами Жолдошбай освобождал от врага Орел, Курск и Белгород, участвовал в боях на Курской дуге, прошел Украину, где пришлось драться с фашистами за Конотоп, Нежин, Бахмач и Киев. А великий день Победы - 9 мая 1945 года - киргизстанец с однополчанами встречал в Москве, маршируя по Красной площади. После войны он какое-то время оставался в столице, чтобы помочь восстанавливать разрушенные жилые дома. В родную Киргизию Жолдошбай вернулся лишь в ноябре 1947 года.
Приехав в родной аил, он решил, что односельчане и их дети должны знать правду о войне и не забывать тех, кто пожертвовал собой ради победы. Поэтому в мирной жизни Жолдошбай выбрал профессию учителя истории. А потом, возвращаясь домой после уроков, он встретил девушку, поразившую его в самое сердце. Звали ее Бусара.
У Жолдошбая Адаева четыре дочери. Внешне они похожи на красавицу-мать, а твердостью характера пошли в отца. Дочки подарили ветерану восемнадцать внуков, а те, в свою очередь, теперь уже правнуков. Скучать старому солдату они не дают.
- Хочу, чтобы потомки знали правду о войне и никогда не забывали тех, кто спас мир от фашизма, - простых солдат из России, Украины, Белоруссии, Кавказа, - говорит ветеран и обводит рукой сад. - Пройдет время, многое забудется, а деревья будут расти и радовать людей. Детям своим наказал и внукам, чтобы после моей смерти ухаживали за садом, ведь это память о моих товарищах.