Софийская опера не выступала в Большом театре с 1981 года. Сегодняшний уровень труппы болгарских артистов отражает афиша гастролей: сложнейший оперный репертуар - вагнеровское "Кольцо", которое в России пока осилил только Мариинский театр, балетная классика - "Корсар" Мариуса Петипа в постановке Эльдара Алиева.
Гастроли откроет спектакль "Девять братьев Яны" - опера Любомира Пипкова, одного из "главных" болгарских композиторов. Автор трех опер, симфоний, ораториальной, инструментальной музыки, песен и музыки к кинофильмам, Пипков учился в Париже у известного французского композитора Поля Дюка, считавшегося "волшебником оркестра". По поводу первой же оперы своего ученика Дюка говорил: "Вы черпаете свой собственный стиль прямо из земли! Если сумеете завершить сочинение, как начали, - создадите шедевр!" Пипков в опере "Девять братьев Яны" действительно создавал новый "прогрессивный" стиль, сплавляющий болгарский фольклор с оркестровым музыкальным языком ХХ столетия и достижениями европейской оперы - в духе Стравинского, Дебюсси, Бартока. Он окончил эту партитуру в 1932 году, а премьера ее прошла в Софийском оперном театре в 1937 году.
Спектакль, который покажут на Новой сцене Большого театра, - это самая новая сценическая версия оперы, поставленная режиссером и директором Софийской оперы Пламеном Карталовым всего полтора месяца назад. В его спектакле соединяются народный эпос, бытовая драма и средневековая мистерия: "вечно женственная" Яна, ее злобный брат Грозник - болгарский "Каин" и брат-"антипод" с говорящим именем Ангел. Как сказал Пламен Карталов: "Ревность, злоба, зависть к чужому таланту. Разве они существовали только в средневековье и сегодняшний мир избавлен от пороков? Яна совершает возмездие, убивая "черного душой" брата и восстанавливает космическое равновесие. Вместе с крахом старого порядка рушится патриархальное общество, гибнет семья Яны. Но вместе с тем происходит и преображение, самый настоящий катарсис, отсылающий нас к другим "берегам" - классической греческой трагедии".
Центральным образом сценографии этого спектакля стало "космическое дерево" - символ жизни, единства вселенной и людей. Это "дерево" перекликается и с образами германской мифологии: из ветви священного ясеня верховный бог Вотан сделал копье, чтобы править миром. И мир в германском мифе тоже терпит крах. В этом смысле финалы "Кольца нибелунга" и "Девяти братьев" рифмуются.
Сам факт постановки "Кольца" Софийской оперой вызывает огромный интерес. Традиционными "властелинами Кольца" считаются крупные немецкие театры и сильнейшие оперные труппы мира. Софийская опера первые в своей истории обратилась к тетралогии Вагнера - постановка готовилась к двухсотлетнему юбилею композитора. Премьеры проходили в несколько этапов - "Золото Рейна" поставили в 2010-м, "Валькирию" - в 2011-м, "Зигфрид" - в 2012-м. "Гибель богов" - в год 200-летия, в 2013-м. Режиссер тетралогии - Пламен Карталов, дирижер - Эрих Вехтер, работавший, к слову, музыкальным ассистентом на Вагнеровском фестивале в Байройте, а ныне - главный дирижер Софийской оперы.
В балетную афишу гастролей вошел балет "Корсар" (13 мая). Его создатель Мариус Петипа отмечает в этом году двухсотлетний юбилей. Спектакль, который болгары покажут на Новой сцене Большого театра, поставлен недавно - в ноябре 2017 года. Автором его стал специалист по Петипа, вышедший из стен "дома Петипа" - Мариинского театра, Эльдар Алиев. Тем более интересно увидеть эту версию, учитывая, что сегодня на Исторической сцене Большого театра идет обновленный "Корсар" в постановке Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки.