- Сегодня исторический день, - отметил Максим Соколов. - В столице Ямала дан старт реализации одного из самых масштабных проектов по развитию транспортной инфраструктуры нашей страны - Северного широтного хода. Причем не только железнодорожной, но и всей логистики арктической зоны.
До этого исторического момента - сразу после прилета в Салехард - участники рабочей поездки на Ямал стали участниками расширенных тематических совещаний, посвященных, во-первых, строительству железнодорожного Северного широтного хода, во-вторых, железнодорожной линии Бованенково-Сабетта. Максим Соколов выразил благодарность ямальской команде во главе с губернатором Дмитрием Кобылкиным "за энергию и упорство в реализации поставленной цели", команде РЖД во главе с Олегом Белозеровым, вспомнил о том, что проект переживал разные этапы, порой такие, что "опускались руки". Но, подчеркнул Максим Соколов, благодаря взаимодействию и пониманию значимости проекта для всей страны все трудности удалось преодолеть. А результат проекта, выразил уверенность и.о. министра транспорта, оценит не одно поколение транспортников, железнодорожников, всех жителей Ямала и страны.
- Это действительно проект, который преобразует большую часть России, - констатировал Максим Соколов. - Уверен, что результат своевременного и безупречного выполнения работ позволит не только обеспечить логистику региона на современном уровне, но и в целом повысить инвестиционную и транзитную привлекательность нашей страны.
- Ямальцы долго ждали этого момента. Мы многое сделали для того, чтобы приблизить строительство новой арктической магистрали и стратегического объекта - моста через Обь, - отметил глава округа Дмитрий Кобылкин, выразив слова благодарности всем, кто принимал участие в реализации проекта.
По словам главы региона, для Ямала этот проект очень много значит: это и новые рабочие места , и диверсификация экономики. Дмитрий Кобылкин поблагодарил президента России Владимира Путина за поддержку ямальских проектов в Арктике, а также за перечень поручений о строительстве Северного широтного хода, сформированный в 2013 году и ставший движущей силой реализации проекта.
- Уверен, Северный широтный ход, мост через Обь послужат не только экономике России, но прежде всего - людям. И в этой связи искреннее спасибо землякам-ямальцам! Всем, кто верит в наш успех, каким бы трудным ни был путь. Мост через Обь не только соединит города и поселки Ямала со всей Россией. Грандиозный переход в составе новой магистрали откроет для многих регионов и миллионов россиян окно в Азию и Европу. Это будет наш - широкий, великий и, уверен, успешный путь, - подчеркнул Дмитрий Кобылкин.
Олег Белозеров, поздравляя присутствующих со знаковым событием, отметил стратегическую важность проекта Северный широтный ход и его инновационность.
- Аналогов этому проекту не существует ни инновационно, ни технически и юридически, - отметил глава РЖД. - Но я уверен: мы получим хороший результат.
В этот же день в правительстве ЯНАО завершились переговоры по проекту концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Обская-Салехард-Надым. В обсуждении приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алан Лушников, представители организации - будущего концессионера ООО "СШХ", а также ОАО "РЖД", ПАО "Газпром" и другие. В ходе переговоров Минтранс и ООО "СШХ" окончательно согласовали условия концессионного соглашения о строительстве объектов СШХ.
Как напомнил Максим Соколов, создание железнодорожной магистрали является одним из мероприятий, необходимых для решения задачи развития русской Арктики, поставленной в послании президента России Федеральному собранию. Он также подчеркнул, что Минтрансом уделяется значительное внимание региональной транспортной инфраструктуре. В этой связи проект строительства Северного широтного хода является необходимым мероприятием для комплексного экономического и территориального развития ЯНАО.
- Основная цель - создание железнодорожной магистрали, соединяющей Северную и Свердловскую железные дороги, как элемента единой арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны, - подчеркнул Максим Соколов.
Значимость сегодняшнего ямальского события заключается в том, что для экономического рывка, о котором говорил президент РФ Владимир Путин, необходимо развивать портовые мощности, загружать Северный морской путь и создавать полноценную транспортную инфраструктуру. Главной наземной артерией современной транспортной инфраструктуры ямальской Арктики призван стать железнодорожный Северный широтный ход. Он откроет путь к новым, ранее труднодоступным месторождениям, сократит протяженность доставки грузов через порт Сабетта, откроет доступ в Мировой океан, разгрузит Транссибирскую магистраль. Финансовая модель проекта одобрена правительственной комиссией.
Следующим ключевым звеном и продолжением Северного широтного хода является железнодорожный коридор Бованенково-Сабетта с выходом к морскому порту Сабетта. Расстояние от Бованенково до Сабетты - 170 километров. Проектная документация совместно с инвестором уже разработана. Участок Бованенково-Сабетта соединит единую транспортную систему России с Севморпутем, откроет многим российским предприятиям и регионам ворота в Мировой океан, к рынкам Европы и Азии.
Эти проекты позволят довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн в год.