Поправки планируется рассмотреть во втором чтении через две-три недели, сообщил "Российской газете" глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Правительство внесло этот законопроект в Госдуму в конце 2015 года, в начале следующего он был принят в первом чтении, а затем долго оставался без движения.
Ключевое новшество законопроекта - отказ от единого и исчерпывающего списка инсайдерской информации (он установлен Банком России), который не способен учитывать все нюансы работы конкретной компании, и переход к открытому перечню - каждый эмитент исходя из своей специфики должен сам определять свой список подлежащих охране сведений, руководствуясь общими и отраслевыми критериями влияния информации на капитализацию. Критерии будет также утверждать ЦБ.
Если та или иная информация не была отнесена к инсайдерской, но подпадала под критерии и ее раскрытие повлияло на стоимость компании на бирже и при этом фактически имела место инсайдерская торговля (например, топ-менеджер купил акции перед объявлением хороших новостей, а затем на максимуме цен их продал), то Банк России сможет привлечь к ответственности тех, кто на ней заработал.
"Такая конструкция уже используется во всех крупных юрисдикциях, Россия - единственное исключение", - подчеркнул директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.
"Сейчас результативно оканчиваются лишь около 35 процентов расследуемых Банком России дел по инсайду и манипулированию", - сказал он. "У нас есть достаточно большое количество кейсов, когда мы понимаем, что это фактически инсайдерская информация, потому что ее раскрытие повлияло на оценку компании на бирже, инсайдеры ею воспользовались и заработали либо не потеряли, но привлечь их к ответственности мы не можем потому, что эта информация не включена в перечень инсайдерской", - отметил Валерий Лях.
"Кроме того, сотрудники подразделения ЦБ по борьбе с инсайдом и манипулированием получат право беспрепятственного доступа в помещения юридических лиц и к информации на их компьютерах и серверах. Они смогут копировать документы и файлы, но не смогут изымать носители информации и каждый раз должны получать разрешение председателя Банка России или зампреда. Такие же полномочия финансовые регуляторы имеют в других странах, в России они используются Федеральной антимонопольной службой в борьбе с картелями, ЦБ изучит ее опыт копирования больших массивов информации", - сказал Валерий Лях.
Поправки позволят успешнее бороться с нечестным поведением на бирже, считает он. В апреле "Интерфакс" сообщал о письме главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина (РСПП представляет как раз крупнейшие публичные компании) с критикой ключевых положений проекта. Вместе с тем, по словам Ляха, уже сейчас подход с открытым перечнем инсайдерской информации добровольно тестируется в сотне крупнейших компаний.