"На Каспии нет конкуренции в морских перевозках в ее классическом понимании. Безусловно, уровень ставок, как и везде, определяется спросом и предложением груза и флота. Перед окончанием навигации судовладельцы пытаются угадать, будет ли груз в зимнюю навигацию или нет. Кто-то принимает решение уходить до закрытия реки, кто-то остается в бассейне. От их решений зависит, сколько судов останется на Каспии. И ситуация бывает полярная, как говорится, то густо, то пусто, - рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" глава Росморречфлота, замминистра транспорта Виктор Олерский. - Чтобы флот жил и прирастал на Каспии, его нужно "прикармливать".
То есть должна появляться постоянная каспийская грузовая база, которая будет обслуживать торговлю между российскими портами (например, Махачкалой, Астраханью) и Ираном. Но надо учесть, что иранцы субсидируют cвой флот. В иранских портах сборы для судов под национальным флагом ниже, субсидируется бункерное топливо, поэтому иранские судовладельцы на Каспии более конкурентоспособны, сказал Олерский.
Потенциально существует возможность привлечения на Каспий транзита из Индии в Европу (коридор Север - Юг). Но сегодня индийский груз без проблем доставляется морем в Новороссийск, Санкт-Петербург. Если рассматривать доставку груза из Индии через Иран, то в этом случае на поверхности пока только одно преимущество - потенциально меньший срок доставки, над стоимостью перевозки нужно еще много работать. Однако есть существенные недостатки, которые нивелируют это преимущество. Например, нет необходимого объема возврата контейнеров в Индию, есть проблемы со страхованием груза по территории Ирана, нет регулярного паромного сервиса между иранскими и российскими портами.
"Я больше верю в существенный рост торговли зерном между Россией и Ираном и потенциальную локализацию иранского производства в России. К их счастью и к нашему сожалению, период санкций привел к тому, что Тегеран создал собственные производства. Например, построил металлургический завод, другие производственные объекты. Это привело к значительному снижению уровня морской торговли между странами", - отметил Олерский.
Полный текст интервью с Виктором Олерским читайте в ближайшем номере "Российской газеты".