14.05.2018 21:23
    Поделиться

    Явор Гырдев представил новый спектакль в Театре Наций

    Болгарский режиссер Явор Гырдев - интеллектуал, тяготеющий к психологическому триллеру, выпустил премьеру в Театре Наций, где уже идут его спектакли "Метод Грёнхольма" и "Киллер Джо".

    Постановщика снова интересуют хитросплетения мотивировок, поединки характеров и неожиданные повороты сюжета.

    Пьеса Энтони Шеффера "Сыщик" в семидесятых прогремела в Лондоне и на Бродвее, затем была дважды экранизирована - в каждой из версий были заняты звезды двух поколений, старшего и младшего. На афише нового спектакля - маститый Виктор Вержбицкий и молодой Александр Новин. Драматург Михаил Дурненков переработал пьесу, сценограф Екатерина Джагарова и художница по костюмам Галя Солодовникова отвечали за визуальную составляющую спектакля.

    В короткой двухчастной истории - сильно детективное начало и двойной обман: героями друг друга и актерами - зрителя. Игра заключается в процессе, а не в результате. На сцене - интерьер богатого дома: темное дерево, металл, стекло, две крутых лестницы, ступенями зиккурата замыкающие края площадки. Это уединенный дом успешного пожилого писателя Эндрю Уайка, куда он пригласил молодого стартапера Майло Тиндла обсудить детали развода со своей женой Маргарет, которую Тиндл у него увел. Поначалу вальяжный герой Вержбицкого в бордовом халате выглядит хозяином положения - он с удобством разваливается в кресле, ложится на кушетку, скрещивая ноги в мягких туфлях, он почти отдает распоряжения гостю, который приносит графин с виски и явно пытается заслужить расположение хозяина.

    Тиндл вовсю льстит Уайку и наивно предлагает ему проект онлайн игры по его произведениям, стараясь увлечь его выгодными перспективами. Однако с каждой фразой рогатого мужа симпатизировать ему все сложнее, слишком явно он роняет свое превозносимое аристократическое достоинство, оскорбляя гостя. Ревность, ненависть к пришлому наглецу, на которую накладывается шовинистическое чувство к эмигрантам - все это заставляет его чем дальше, тем сильнее терять лицо.

    Уайк, лицемерно прикрывшись заботой о финансовом благополучии изменившей, но еще любимой жены, предлагает Тиндлу сговор - имитировать его ограбление. Аргумент за аргументом он разбивает недоверие, возмущение и опасения молодого человека.

    Уайк действительно хорошо подготовился - это очевидно не только по количеству уже припасенного им маскировочного облачения и нужного снаряжения, но и потому, как он отбивает все возражения Тиндла. Он заманивает жертву в ловушку, тряся наживкой перед его носом, якобы заботясь о его же благе. Он подавляет и унижает его всем - от язвительных уколов до приказания раздеться и напялить клоунский костюм. Сцена, в которой Новин медленно раздевается, не только радует женскую часть публики, но обнаруживает его беззащитность, грозящую стать обреченностью. Сцена псевдоограбления разыграна в фарсовом ключе - от нарочито-маскарадных костюмов до цепи глупых и грубых ляпов, которая заканчивается выстрелом Уайка.

    В следующем действии в дом писателя является новый герой - лысоватый, скучноватый, потрепанный жизнью инспектор Доплер, которого Уайк от неожиданности сначала пускает в дом, а потом отвечает на его вопросы о пропавшем Тиндле, все сильнее нервничая. Неспокойная совесть не позволяет ему не только насладиться своей победой над соперником, но и просто сохранять самообладание, и сыщик гоняет его, как собака лису, цепляясь к каждой оплошности.

    В этом поединке, в отличие от первого акта, писатель вынужден отступать, огрызаться и сдаваться шаг за шагом. Инспектор сообщает ему, что Тиндл, которого тот хотел лишь проучить, найден мертвым. В этот момент в писателе происходит перелом. Ему предстоит осознать, что он убийца, он, считавший себя образцом этики и ума, оказался вообще не человеком. Однако это понимание у зрителя складывается скорее из логики сюжета, на сцене этот эпизод хотелось бы видеть более выразительным и точным.

    В спектакле обманывают дважды: герои - друг друга, а актеры - зрителя

    Убедившись, что это открытие достаточно впечатлило Уайка, Доплер внезапно стягивает парик и очки и оказывается воскресшим Тиндлом. Он явился в дом писателя, влекомый жгущей жаждой реванша. Женщина, ставшая яблоком раздора для этих двоих, почти забыта. Важен лишь этот поединок, где выиграет самый хитрый, яростный и хладнокровный.

    Цель игры - не приз, не любовь, а сама победа, чистое и пьянящее, как виски, сознание своего безусловного превосходства. Тиндл по-мальчишески почти ликует, и ему есть чем гордиться - он обыграл превосходящего соперника. Есть чем гордиться и Александру Новину - он не уступил старшему коллеге.

    Пусть Тиндл повзрослел и поумнел во втором акте, но не настолько, чтобы оценить угрозу, исходящую от раздавленного Уайка. Он ошибочно счел поединок оконченным, не учел, что перед ним уже не высокомерно издевающийся сноб, а зверь, с которого кусками сползла тонкая пленка цивилизованности. Тот, кто осознал себя убийцей, стал им в самом деле. В игре выигравших не оказалось.

    Выиграли зрители.

    Поделиться